«Привели к ряду недостатков и извращений в работе НКВД». Конец «ежовщины»

Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 года ликвидировались судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР. Дела передавались на рассмотрение судов или Особого Совещания при НКВД СССР. Тогда же, в ноябре 1938 года, НКВД СССР возглавил Лаврентий Берия вместо Николая Ежова. Так завершился период Большого террора, получивший в народе и у историков название «ежовщина».

«Привели к ряду недостатков и извращений в работе НКВД». Конец «ежовщины» | Николай Иванович Ежов. Фото: Public Domain

Николай Иванович Ежов. Фото: Public Domain

Хотя Ежов был отправлен в отставку 24 ноября 1938 года, однако выход за неделю до  этого Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» не оставлял ему ни единого шанса остаться при должности наркома НКВД. В констатирующей части постановления прямо указывалось: «Массовые операции по разгрому и выкорчевыванию враждебных элементов, проведенные органами НКВД в 1937—1938 годах при упрощенном ведении следствия и суда, не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры. Больше того, враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся в органы НКВД как в центре, так и на местах, продолжая вести свою подрывную работу».

Таким образом, судьба Николая Ежова была предрешена. Через неделю его сменил Лаврентий Берия, а сам бывший нарком вскоре был арестован и расстрелян.

Ежов возглавил НКВД СССР в сентябре 1936 года, став доверенным лицом Иосифа Сталина после проведенного им расследования убийства Сергея Кирова в Ленинграде. Хорошо чувствуя настроение вождя, Ежов сначала провел чистку в НКВД, а к июлю 1937 года глава НКВД разработал план массовых репрессий во всех республиках, областях и городах Советского Союза. Итогом этих разработок стал приказ по НКВД, утвержденный 31 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б), «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Приказ проходил под грифом «совершенно секретно».

Таким образом 1937 и 1938 годы стали в СССР периодом Большого террора. Массовые репрессии проводились по разнарядке: на каждый регион выдавался план по арестам и расстрелам. Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года было призвано устранить «недостатки и извращения» в работе органов НКВД.

«Запретить органам НКВД и Прокуратуры производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению», - говорилось в первом пункте постановления. Вторым пунктом ликвидировались судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских управлениях РК милиции.

Органы НКВД при производстве следствия обязывались «в точности соблюдать все требования уголовно-процессуальных кодексов». В частности предписывалось: заканчивать расследование в сроки, установленные законом; производить допросы арестованных не позже 24-х часов после их ареста; после каждого допроса немедленно составлять протокол в соответствии с требованием статьи 138 УПК с точным указанием времени начала и окончания допроса.

«Документы, переписку и другие предметы, отбираемые при обыске, опечатывать немедленно на месте обыска, согласно статье 184 УПК, составляя подробную опись всего опечатанного», - отмечалось в документе.

Постановление заканчивалось требованием к НКВД и Прокуратуре четко соблюдать законы под угрозой наказания: «СНК, СССР и ЦК ВКП(б) предупреждают всех работников НКВД и Прокуратуры, что за малейшее нарушение советских законов и директив партии и правительства каждый работник НКВД и Прокуратуры, невзирая на лица, будет привлекаться к суровой судебной ответственности».

После выхода постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» и прихода на пост главы НКВД Лаврентии Берии репрессивный режим в стране стал не столь жестким, часть заключенных даже вышли из тюрем. Но массовые репрессии не прекратились, продолжались они и в послевоенный период. Проводились кампании по преследованию «космополитов», «убийц в белых халатах», а для Ленинграда было придумано «ленинградское дело».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #наследие #НКВД

Комментарии