«Привели к ряду недостатков и извращений в работе НКВД». Конец «ежовщины»
Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 года ликвидировались судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР. Дела передавались на рассмотрение судов или Особого Совещания при НКВД СССР. Тогда же, в ноябре 1938 года, НКВД СССР возглавил Лаврентий Берия вместо Николая Ежова. Так завершился период Большого террора, получивший в народе и у историков название «ежовщина».

Николай Иванович Ежов. Фото: Public Domain
Хотя Ежов был отправлен в отставку 24 ноября 1938 года, однако выход за неделю до этого Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» не оставлял ему ни единого шанса остаться при должности наркома НКВД. В констатирующей части постановления прямо указывалось: «Массовые операции по разгрому и выкорчевыванию враждебных элементов, проведенные органами НКВД в 1937—1938 годах при упрощенном ведении следствия и суда, не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры. Больше того, враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся в органы НКВД как в центре, так и на местах, продолжая вести свою подрывную работу».
Таким образом, судьба Николая Ежова была предрешена. Через неделю его сменил Лаврентий Берия, а сам бывший нарком вскоре был арестован и расстрелян.

Ежов возглавил НКВД СССР в сентябре 1936 года, став доверенным лицом Иосифа Сталина после проведенного им расследования убийства Сергея Кирова в Ленинграде. Хорошо чувствуя настроение вождя, Ежов сначала провел чистку в НКВД, а к июлю 1937 года глава НКВД разработал план массовых репрессий во всех республиках, областях и городах Советского Союза. Итогом этих разработок стал приказ по НКВД, утвержденный 31 июля 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б), «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Приказ проходил под грифом «совершенно секретно».
Таким образом 1937 и 1938 годы стали в СССР периодом Большого террора. Массовые репрессии проводились по разнарядке: на каждый регион выдавался план по арестам и расстрелам. Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года было призвано устранить «недостатки и извращения» в работе органов НКВД.
«Запретить органам НКВД и Прокуратуры производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению», - говорилось в первом пункте постановления. Вторым пунктом ликвидировались судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских управлениях РК милиции.
Органы НКВД при производстве следствия обязывались «в точности соблюдать все требования уголовно-процессуальных кодексов». В частности предписывалось: заканчивать расследование в сроки, установленные законом; производить допросы арестованных не позже 24-х часов после их ареста; после каждого допроса немедленно составлять протокол в соответствии с требованием статьи 138 УПК с точным указанием времени начала и окончания допроса.
«Документы, переписку и другие предметы, отбираемые при обыске, опечатывать немедленно на месте обыска, согласно статье 184 УПК, составляя подробную опись всего опечатанного», - отмечалось в документе.
Постановление заканчивалось требованием к НКВД и Прокуратуре четко соблюдать законы под угрозой наказания: «СНК, СССР и ЦК ВКП(б) предупреждают всех работников НКВД и Прокуратуры, что за малейшее нарушение советских законов и директив партии и правительства каждый работник НКВД и Прокуратуры, невзирая на лица, будет привлекаться к суровой судебной ответственности».
После выхода постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» и прихода на пост главы НКВД Лаврентии Берии репрессивный режим в стране стал не столь жестким, часть заключенных даже вышли из тюрем. Но массовые репрессии не прекратились, продолжались они и в послевоенный период. Проводились кампании по преследованию «космополитов», «убийц в белых халатах», а для Ленинграда было придумано «ленинградское дело».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материалы рубрики
Жестяной бокал с изображением Петра Великого стал одним из сувениров по случаю 200‑летия взятия русскими войсками Риги
Либо диссонанс, либо наследие. Состоялось заседание Совета по культурному наследию Петербурга
Раньше было иначе. Как появился мост у Спаса-на-Крови?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии