Причалил к пристани кораблик

Нет ничего удивительного в том, что петербургский водный транспорт считается старейшим видом внутригородских коммуникаций. Петербург задумывался Петром I как крупный морской порт, важнейший отечественный узел торгового мореплавания и кораблестроительный центр. Как известно, царь-плотник требовал от горожан преодолевать водную стихию на лодках или, в особых случаях, на паромах, желая тем самым приучить петербуржцев к воде.

Причалил к пристани кораблик | Речной трамвай у пристани на Выборгской стороне, май 1903 г. Фотография ателье Буллы. Из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Речной трамвай у пристани на Выборгской стороне, май 1903 г. Фотография ателье Буллы. Из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Драконы у Адмиралтейства

Главным проспектом города была Нева: именно по ней в петровский парадиз прибывали именитые гости. Отсюда – требование Петра I к горожанам обустроить городские набережные напротив их домов. Неисполнение указа каралось конфискацией недвижимости. Первые пристани, вероятно, представляли собой нечто подобное нынешним деревенским причалам: установленный на сваях деревянный настил.

Более солидный причал – в камне – был сооружен в первые годы существования города лишь у Летнего дворца Петра Великого в Летнем саду. В правление Екатерины II набережные стали одевать в камень, и в середине XIX века большинство городских набережных уже были гранитными. Из этого же долговечного материала создавались и береговые части пристаней – ступенчатые спуски к воде.

Пристаней разного назначения в городе было немало, их число увеличивалось с ростом населения. Город, отапливавшийся дровами, нуждался в пристанях совсем уж непарадных – здесь выгружались барки с дровами. Известны старинные фотографии, запечатлевшие Фонтанку у Аничкова моста, сплошь заставленную тогдашними «лесовозами». О создании какого-либо художественного убранства пристаней чисто технического назначения речи не шло...

Другое дело – пассажирские причалы. Важно было привлечь путешественников, создать у них атмосферу праздника. Естественно, особо презентабельно должны были выглядеть пристани в парадной части города. Так, пристань у Академии художеств, созданную по проекту Константина Тона в 1830-е, планировалось украсить скульптурами укротителей коней. В итоге здесь появились древнеегипетские сфинксы, один из символов города и в наши дни.

В 1907 году, выбирая оформление временной деревянной пристани у Адмиралтейства (до наших дней она, конечно, не сохранилась), архитектор Фридрих фон Постельс применил экзотические мотивы норвежского стиля драконов – с высокими крышами, украшенными изображениями голов этих сказочных существ.

Даже пристаням попроще старались придать более-менее художественный облик. В 1925 году архитектор Павел Светлицкий построил на левом берегу Невы у Большеохтинского моста Смольнинский речной вокзал, облик которого напоминал об архитектуре русского барокко. Его граненый, будто бы церковный барабан был увенчан изящным куполом.

Водные линии

Речной транспорт издавна занимал заметное место в городских пассажирских перевозках. С последней трети XIX века неотъемлемой частью городских пейзажей были снующие по водным артериям города пароходики. В 1880-х было открыто пароходное сообщение по Неве и Фонтанке, затем и по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова). Подсчитано, что в начале XX века за год водным путем перевозились до 15 миллионов пассажиров!

Прежде всего – с одного берега Невы на другой. Действовали перевозы, например, от «Медного всадника» к Румянцевскому скверу, от Зимнего дворца – к Зоологическому саду, от Горного института – к Перевозной улице. Современная петербургская топонимика сохранила не только это название, напоминающее об активно использовавшихся водных маршрутах. Есть также Перевозная набережная в Невском районе и Перевозный переулок на Малой Охте.

В путеводителях по городу можно найти подробные описания маршрутов, называвшихся линиями. Продольная – с Васильевского острова на Большую Охту, к вокзалу не существующей ныне Ириновской железнодорожной ветки. По дороге пароходик делал несколько остановок, в том числе на Стрелке и у Летнего сада. Островская линия доставляла пассажиров от Летнего сада на Елагиноостровскую стрелку – излюбленное место гуляния столичного бомонда. Отсюда же, от Летнего сада, курсировал маршрут по Фонтанке – до Калинкина моста, и по Мойке – к устью Большой Невы.

В начале ХХ века пароходики были самым дешевым видом городского транспорта. К примеру, плата за проезд по всей Фонтанке от Летнего сада до Калинкина моста была установлена 5 копеек, а отправлялись пароходики не реже, чем каждые семь минут. Правда, стоимость путешествия в вагоне конки составляла те же 5 копеек, но дальность маршрутов зависела от протяженности проложенных путей. В результате подчас добраться до нужного пункта было выгоднее по воде. Трамвай же в нашем городе запустили лишь в 1907 году.

Любителей более дальних маршрутов ждал Шлиссельбург. На этом водном пути к древней крепости Орешек было установлено два десятка пристаней, поэтому дачники и крестьяне приневских деревень часто пользовались этим маршрутом. Напротив 8-й линии Васильевского острова располагалась Кронштадская пристань; в Кронштадт и Лисий Нос отправлялись пароходы и от устья Мойки. Чуть выше Литейного моста находилась пристань пароходов на Петрозаводск: многие отправлялись туда на заработки. К началу XX века речные пароходы эксплуатировались как Обществом финляндского легкого пароходства, так и купцом Шитовым: здоровая конкуренция!

После революционных потрясений водные пути возрождались медленно. Техническое состояние судов в те годы оставляло желать лучшего, а средств на поддержание речного транспорта в должном состоянии не хватало.

В 1960-х начались регулярные рейсы судов на подводных крыльях – «Ракет», а затем и «Метеоров», которые резво доставляли пассажиров в Петергоф, Ораниенбаум, Кронштадт. Активно эксплуатировался Смольнинский речной вокзал. Отсюда ходили «Ракеты» в Петрокрепость (Шлиссельбург), пригородные теплоходы до Невского лесопарка и дальше по Неве. Пассажирские глиссеры (легкие быстроходные суда со специально спроектированной формой корпуса, позволяющей как бы скользить по поверхности воды) курсировали до Новой Ладоги по Новоладожскому каналу, обслуживая садоводства. В 1950-е и 1960-е годы от Смольнинской пристани ходили туристские теплоходы на Валаам, а также по маршруту Петрозаводск — Кижи.

Развитие водного транспорта стимулировало строительство более крупных остановочных пунктов, прежние причалы исчезали. Так, в 1970 году на Неве выше Володарского моста построили Речной вокзал, и Смольнинский прекратил свое существование. В 2012 году та же участь постигла и сам Речной вокзал.

Сейчас в городе функционируют два причала – бок о бок на Октябрьской набережной, около Вантового моста: пассажирский порт «Уткина заводь» и Соляной причал. Последний назван так потому, что раньше на этом месте разгружали грузы, в том числе соль. В отличие от прежнего Речного вокзала, до которого от станции метро «Пролетарская» было пять минут пешего хода, до этих причалов добраться можно лишь наземным транспортом, и то не быстро.

Да, причал-то на месте прежнего Речного вокзала существует, но теперь это словно бы целинные земли: нет здания, где можно было бы присесть и укрыться от непогоды в ожидании своего маршрута. Ситуация с отсутствием в Петербурге, морском городе, современного речного вокзала выглядит абсурдной: даже в российских городах, куда меньших по размеру и не способных похвастать такой же туристической привлекательностью, есть достойные вокзалы. А у нас – пока только причальная стенка...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (5724) от 17.06.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...