Преступление так и не раскрыли

В начале ХХ века творчество Константина Егоровича Маковского пользовалось большой популярностью. Он был весьма плодовит: его кисти принадлежало более трехсот произведений - портретов, исторических картин и бытовых зарисовок. Конечно, имя художника, известного и зажиточного, привлекало и злоумышленников...

Преступление так и не раскрыли  | ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com

В фонде столичной сыскной полиции Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга сохранилась пара любопытных дел о кражах его имущества.

Так, пока К. Е. Маковский ездил в Северо-Американские соединенные штаты в 1901 - 1902 годах, где он, в частности, написал парадный портрет тогдашнего президента Теодора Рузвельта, из дома художника по Чернышеву пер., 7, исчезла картина стоимостью до 280 руб. Из рапорта пристава 3-го участка Московской части от 30 марта 1902 года следует, что картина представляла собой написанную акварелью «маленькую девочку в белом платье в красной соломенной круглой шляпе, сидящую в поле из васильков и делающую венок».

По описанию, кстати, очень похоже на картину К. Е. Маковского «Девочка в поле», которая сейчас находится в частном собрании. Однако тогда розыск пропажи, предпринятый полицией, никаких результатов не дал...

Более масштабные утраты понес знаменитый художник, когда летом 1908 года вернулся в Петербург из Москвы после продолжительного отсутствия. Пристав 1-го участка Александро-Невской части сообщал, что в своей квартире по Невскому пр., 147, живописец недосчитался нескольких картин. На одной из них была изображена девочка, завязывающая корсет, на другой - барышня, сидящая в кресле с высокой спинкой и читающая письмо. Маковский оценивал каждую из картин в 300 рублей. Еще на одной картине, в два раза дешевле, была изображена «девочка-малороссиянка с букетом цветов в руках».

Помимо трех картин художник заявил о пропаже белья на общую сумму 1900 рублей - двух дюжин полотняных простынь, двух дюжин наволочек из голландского полотна, манжет, салфеток, полотенец, женских ночных рубашек и чулок и прочего. Подозрение в краже пало на бывших слуг художника, в том числе на непосредственного распорядителя при переезде - крестьянина Олонецкой губернии Ивана Яковлева с его подручными.

Именно последний и оказался главным подозреваемым. Впрочем, обыск на его квартире никаких результатов не дал. Сам Яковлев на допросе в сыскной полиции утверждал, что действительно руководил упаковкой и отправкой вещей Маковского в Петербург, но не принимал их, поскольку был командирован хозяином в Нижний Новгород. Он также припомнил, что четыре воза с имуществом были направлены на склад на Васильевском острове, а один из тюков по прибытии в Петербург оказался вскрытым. Наконец, по словам Яковлева, еще в Москве Маковский жаловался на пропажу какой-то картины, изображавшей трех монахинь.

Единственной зацепкой следствия был установленный факт продажи подозреваемым семи картин некоему Александрову. Впрочем, на допросе Иван Яковлев отвечал, что в январе 1909 года купил эти картины на толкучке на Новоалександровском рынке у неизвестного лица за 90 рублей и продал их за 160 рублей. Попытка обнаружить покупателя картин на упомянутом рынке успехом не увенчалась.

В итоге и это дело о краже картин было закрыто, поскольку, как значилось в полицейских документах, «разыскать похитителя и похищенное не представляется возможным»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (5789) от 16.09.2016.


Комментарии