Предшественник Большеохтинского. История Измайловского трамвайного моста

Достаточно одного взгляда на существовавший когда‑то Измайловский трамвайный мост через Фонтанку, чтобы сразу же понять, что он похож на Большеохтинский!.. Явно чувствуется рука одного создателя.

Предшественник Большеохтинского. История Измайловского трамвайного моста | Трамвайный мост через Фонтанку имел существенный недостаток: из‑за кривизны путей на съезде  с него вагоны часто сходили с рельсов./Фото из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Трамвайный мост через Фонтанку имел существенный недостаток: из‑за кривизны путей на съезде с него вагоны часто сходили с рельсов./Фото из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Мост через Фонтанку возвели в 1908 году. Мост Императора Петра Великого (Большеохтинский) был заложен годом позже, к 200‑летию Полтавской битвы, и открыт в 1911‑м. Проектировал их действительно один и тот же специалист — военный инженер полковник Григорий Кривошеин, имя которого как выпускника-отличника было занесено на мраморные доски Николаевского инженерного училища и Николаевской инженерной академии.

После установки арки Измайловского моста для ее архитектурного оформления был приглашен академик архитектуры Мариан Перетяткович. Он украсил эту арку растительным орнаментом в виде листьев пальмового дерева.

Мост, располагавшийся в створе Никольского переулка, был красив, но явно не вписывался в архитектурное окружение, что сразу же вызвало гневную критику ревнителей старого Петербурга. Историк искусства Владимир Курбатов в своей статье «О красоте петербургских мостов», вышедшей в журнале «Зодчий» в 1909 году, отмечал: «Но сколько скульптуры и вензелей ни накручивали на новый безобразный трамвайный мост через Фонтанку (у Измайловского проспекта), этот мост все‑таки останется одною из самых безобразных деталей столицы».

Тем не менее мост просуществовал почти полвека, пережил блокаду. В 1951 году комиссия «Ленмостотреста» признала его состояние неудовлетворительным. В начале июля 1957 года исполком Ленгорсовета принял решение о демонтаже, причем в документе указывалось: «Металлические конструкции от разборки моста, не пораженные коррозией, использовать в мостовом хозяйстве города».

В 1958 году моста уже не было. На память от него остались только выступы подпорной стенки набережной, на которые внимательные туристы нередко обращают внимание: зачем они здесь?..

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #мост #перепарва

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7386) от 31.03.2023 под заголовком «Предшественник Большеохтинского».


Комментарии