Право на подвиг. К юбилею знаменитого советского разведчика – Виктора Лягина

Кого мы знаем из самых знаменитых разведчиков времен Великой Отечественной войны? Сразу же вспоминаются Рихард Зорге, Николай Кузнецов, Анатолий Гуревич... Имя Виктора Лягина, со дня рождения которого 31 декабря исполняется 110 лет, почему-то оказывается в стороне, хотя масштабы диверсий, совершенных руководимой им группой в оккупированном фашистами городе Николаеве, были весьма ощутимыми для нацистов.

Право на подвиг. К юбилею знаменитого советского разведчика – Виктора Лягина | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Когда в середине 1980-х годов шла речь об установке в Ленинграде мемориальной доски Виктору Лягину, чиновники возражали: мол, Лягин родился в Брянской области, подвиги совершил в Николаеве. Какое он имеет отношение к нашему городу? Да самое непосредственное: именно в Ленинграде окончил школу, потом вуз, начал трудиться, стал комсомольцем, потом коммунистом, - говорит внук разведчика кандидат экономических наук Алексей Есипов.

Семья Лягиных переехала в Ленинград в 1922 году. Отец устроился в типографию газеты «Ленинградская правда», а Виктор трудился сезонным рабочим на предприятиях «Ленинградстроя». В 1929-м поступил в Ленинградский индустриальный институт (бывший и нынешний Политех). После окончания вуза работал инженером-технологом Ленинградского станкостроительного завода имени Ильича. Те, кто был с ним рядом, вспоминали: казалось, что он умел все: играть на рояле, водить автомобиль и мотоцикл... Увлекался парусным спортом, владел разговорным немецким и английским языками.

Перспективного молодого человека заметили, взяли работать во внешнюю разведку. На протяжении нескольких лет, с 1939-го по 1941-й, он находился в командировке в США. Официально - как сотрудник советского консульства в Сан-Франциско и инженер предприятия «Амторг» в Нью-Йорке. Под этим прикрытием он успешно выполнял задания по линии научно-технической разведки.

Когда началась война, лейтенант госбезопасности Лягин, только недавно вернувшийся из Америки, мечтал о подвигах и рвался в бой. Руководство центрального аппарата НКВД СССР не хотело отправлять его в тыл врага: слишком велики были риски. Однако он убедил, что возглавить разведывательно-диверсионную группу в портовых районах, захваченных врагом, должен человек, имеющий хорошую инженерную подготовку.

В конце июля 1941-го группа прибыла в Николаев, к которому уже подступали немецкие войска. И буквально растворилась. Сам же Лягин под именем инженера Корнева устроился на судостроительный завод. Его женой стала местная немка-колонистка Магда Дуккарт, с которой у Лягина действительно завязались романтические отношения. Благодаря «немецким родственникам» Лягина заметил, затем и оценил его профессиональные качества шеф черноморского судостроения адмирал Карл фон Бодеккер, предложив ему должность советника по производству на заводе. Стоявшая перед разведчиком задача внедриться была блестяще выполнена...

Полтора года, начиная с оккупации города в августе 1941-го, фашисты в Николаеве чувствовали себя как на пороховой бочке: диверсии случались едва ли не каждый месяц. Были уничтожены военный гараж, склад с обмундированием и автопокрышками. В марте 1942-го - взорван немецкий военный аэродром с 27 боевыми самолетами. Потоплен мощный речной подъемный кран. Пущены под откос три эшелона, организовано столкновение поездов. Сорвана немецкая программа ремонта и строительства военно-морских кораблей. Все это были действия группы Виктора Лягина. По подсчетам оккупационных властей, убыток составил 45 миллионов рейхсмарок.

Не менее значимыми были и вовремя передаваемые в Центр разведывательные данные по военно-политической обстановке в регионе.

Вражеская контрразведка не дремала: у нее были сведения, что в городе действует советская резидентура, которой руководит инженер из Ленинграда. Подозрение падало на Корнева, но он был настолько интеллигентен, что никак не казался похожим на бесстрашного разведчика! А ведь он рисковал практически постоянно: проводил диверсии, поддерживал отношения с партизанами, подпольем. Беда нагрянула в феврале 1943 года: на Лягина указала врач городской больницы - бывшая подпольщица, завербованная гестапо.

Нацисты подвергали разведчика страшным пыткам, но он держался стойко и никого не выдал. Оставшиеся на воле товарищи подготовили ему побег, но он отказался, сказав, что бежать надо только всем вместе. В июле 1943 года его расстреляли, причем тайно: оккупанты опасались, что публичная казнь может вызвать в городе волнения...

5 ноября 1944 года Виктору Лягину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Предатель, раскрывшая резидентуру Лягина, была приговорена судом к расстрелу...

Много лет ушло на то, чтобы по крупицам изучить все детали героической деятельности Виктора Лягина в оккупированном Николаеве. В 1982 году увидела свет посвященная ему повесть «Право на бессмертие», автором которой стал ленинградский журналист Геннадий Лисов. В прошлом году в серии «ЖЗЛ» появилась книга Александра Бондаренко «Виктор Лягин. Подвиг разведчика», а на телеканале «Звезда» в цикле «Легенды госбезопасности» вышел посвященный ему документальный фильм.

Экспозиции, посвященные легендарному разведчику, есть в в зале истории управления ФСБ на Литейном, а также в филиале Музея политической истории на Гороховой. Помнят его и в Санкт-Петербургском политехническом университете.

В нашем городе мемориальные доски, посвященные Виктору Лягину, установлены на бывшей проходной завода им. Ильича в Красногвардейском переулке (самого завода давно уже нет) и на доме № 7 по улице Пестеля, где он жил до 1939 года. А в Николаеве, несмотря ни на какие политические ветры последних лет, фигура разведчика почитаема так же, как и прежде.

#война #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6347) от 20.12.2018 под заголовком «Право на подвиг. И на бессмертие».


Комментарии