Пожизненный кейзер-флаг

Грамота Екатерины Великой, пожалованная своему сподвижнику графу Алексею Орлову, напоминает об одержанной им блестящей победе при Чесме в 1770 году. Орлов получил право оставить на всю жизнь при себе кейзер-флаг, а также пожизненно поднимать его во время пребывания на русском флоте. И, кроме того, поместить его на своем гербе.

Пожизненный кейзер-флаг | В описании жалованной грамоты Екатерины Великой значится: «Санкт-Петербург. 10 сентября 1773 г. Пергамен, чернила, акварель, гуашь, позолота, шелк, серебро».<br>Из фондов Государственного исторического музея, Москва

В описании жалованной грамоты Екатерины Великой значится: «Санкт-Петербург. 10 сентября 1773 г. Пергамен, чернила, акварель, гуашь, позолота, шелк, серебро».
Из фондов Государственного исторического музея, Москва

Кейзер-флаг – от немецкого Kaiser («император») и flagge («флаг»). Иными словами, «императорский флаг». Он представлял собой соединение сухопутного драгунского креста и синего Андреевского. При Петре I кейзер-флаг поднимал Федор Апраксин – президент Адмиралтейств-коллегий. С 1720 года, согласно принятому уставу, этот стяг присваивался командующему всеми морскими силами.

– При Екатерине II кейзер-флаг имел право поднимать только великий князь и наследник престола Павел Петрович как генерал-адмирал российского флота, так как сей стяг означал достоинство принца крови, – отмечает доктор исторических наук Галина Гребенщикова, исследовательница Черноморского флота. – Однако когда Екатерина II назначила графа Алексея Орлова главнокомандующим морскими и сухопутными силами России в Средиземном море, то предоставила ему право поднимать этот флаг.

Указом императрицы от 23 сентября 1770 года определялось: «Генерал наш Граф Алексей Орлов, находясь во флоте Нашем в Архипелаге, имел нужду принять над оным главную команду и употребить при том Наш Кайзер-флаг (в оригинале через «а». – Ред.)... Уважая по тому сие происшествие, соизволяем Мы, чтобы сей Кайзер-флаг, который он умел столь кстати и счастливо употребить, остался у него на всю его жизнь, и чтоб он, будучи на кораблях наших, мог выставлять его, когда рассудит...».

Именно под этим стягом Орлов командовал русским флотом в сражениях, развернувшихся в Хиосском проливе и в Чесменской бухте 24 – 26 июня 1770 года. Турецкий флот вдвое превосходил наш. Но Орлов победил! После этого Османская империя уже не смогла в полной мере восстановить свои морские силы в Эгейском море.

– Ошибка многих неспециалистов состоит в том, что рядом с Орловым они ставят фамилию Григория Спиридова, утверждая, что он командовал флотом. На самом деле, нисколько не умаляя его выдающихся заслуг, отметим: Спиридов командовал только авангардом флота, состоящим из трех 66-пушечных кораблей: «Европа», «Евстафий Плакида» и «Три Святителя», – отмечает Галина Гребенщикова.

За ту победу Орлов, третьим после императрицы Екатерины II и П. А. Румянцева-Задунайского, был награжден орденом Св. Георгия I степени и получил прибавление к фамилии «Чесменский». Екатерина ему собственноручно писала: «Кавалерский наш военный орден святого великомученика и победоносца Георгия установлен для того, чтобы отличены были те, кои мужеством, храбростью, искусством и смелостью приуготовляют или получают победу; вам он ныне по справедливости надлежит...».

Грамота о даровании Алексею Орлову кейзер-флага датирована 1773 годом – она утверждает изменения в личном гербе графа. В указе от 23 сентября 1770 года императрица только давала свое позволение внести эти изменения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (5772) от 24.08.2016.


Комментарии