Что смотреть на выставке «Курсистка - имя нарицательное»

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Курсистка - имя нарицательное», посвященная 140-летию российского высшего образования для женщин.

Что смотреть на выставке «Курсистка - имя нарицательное» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ее основу составляют фотографии и документы из петербургских архивов и музеев. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Дмитрий Гусев, куратор проекта, сохранилось примерно 800 фотографий, связанных с 140-летней деятельностью курсов. Для выставки отобрано 70 снимков - в таком объеме они выставляются впервые.

Прежде всего это фотографии из альбома «25 лет Высшим женским курсам», который был создан Карлом Буллой и его ателье. Это парадные фотографии здания курсов на 10-й линии, 33, групповые портреты слушательниц, преподавателей, памятные снимки в день выпуска.

Фоторепортеры бесстрастно фиксировали занятия прилежных, строго одетых девушек (хотя «дресс-кода» на курсах не существовало) по анатомии, аналитической геометрии, изучению химических свойств лекарств в реальной аптеке. Невооруженным глазом видно, что IQ у всех - выше среднего. Интересен снимок «Экскурсия в Италию». Курсистки ездили туда вместе с Иваном Гревсом, известным историком и краеведом. Забавна фотография «Драматический кружок», где нежные юные создания пытаются изображать злых старух.

Из документов примечательно прошение некой Марии Алексеевой, из дворян, на имя директора курсов: «Прошу разрешить мне вступить в брак». Строгий начальник начертал резолюцию-размышление: «К исполнению. Не сказано о времени вступления в брак»... Но похоже, что разрешил.

В сентябре 1910 года Т. А. Красносельская, ассистент по кафедре ботаники, пишет отчет о командировке на остров Ява. Она заняла более четырех месяцев. Сначала дорога туда через Владивосток, Киото, Китай и Сингапур, потом шесть недель работы на Яве, затем дорога обратно через Сингапур, Цейлон и Одессу. Красносельская докладывает: привезла ветвь кофе с плодами, какао-бобы, спилы хлебного и каучукового деревьев, образцы планктона и другие материалы. И благодарит Петербургский университет, к ботанической экспедиции которого она «примкнула».

Чтобы зритель почувствовал контекст времени, выставка дополнена другими фотографиями начала ХХ века. Как пояснил Дмитрий Гусев, он познакомился с архивом Бестужевских курсов и нашел сведения о том, в каких местах Петербурга бывали курсистки. Поэтому на выставку попали «Пассаж», елочный базар, кондитерские магазины, Андреевский рынок, демонстрации за избирательные права, благотворительный киоск Российской лиги равноправия женщин...

Привлекает внимание портрет Лидии Нагель, супруги редактора журнала «Автомобиль» (1913). Дама в эффектной шляпке фотографируется около ограды Зимнего дворца на фоне шикарного авто. Куда скромнее, но интереснее снимок «Конькобежец перевозит пассажиров в кресле в районе Приневской железной дороги (станция Охта-Нева)». Была в Петербурге начала прошлого века такая северная разновидность рикши, использовавшего финские сани.

В 1919 году Бестужевские курсы вошли в состав Петроградского университета. В архиве СПбГУ хранится небольшой фонд ленинградского Комитета бестужевок, который существовал с 1956-го по начало 1970-х годов. Во времена хрущевской оттепели советская власть разрешила официальную деятельность «бывших», признав, что высшее образование для женщин существовало и до революции 1917 года. Все бестужевки были уже на пенсии, но стали на общественных началах активно собирать материалы о деятельности курсов. В архиве сохранилась переписка с городскими властями об установке мемориальной доски на доме № 33 по 10-й линии. Ее удалось открыть лишь в 1966 году и только потому, что Бестужевские курсы оканчивали Надежда Крупская и Анна Ульянова.

#выставка #фотография #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6302) от 17.10.2018 под заголовком «Посмотрите на курсисток».


Комментарии