Послевоенные застолья

В еде тогда больше всего ценилась «нажористость»

Страшная ленинградская блокада была уже позади, а в 1947 году отменили и продовольственные карточки. Но все равно с продуктами было напряженно. Несмотря на все трудности, по праздникам собирались за столом – на Пасху, День Победы, Новый год...

Послевоенные застолья | Источник: www.politmurzilki.info

Источник: www.politmurzilki.info

В отличие от каждодневных обедов, где, пожалуй, наиболее экзотическим блюдом был суп из снетков, для праздничного стола было характерно разнообразие закусок. В еде в те годы больше всего ценилась «нажористость». Тогда слово это можно было часто услышать. Думали больше не о вкусе еды, а уж тем более не о калориях, а о сытности.

Пожалуй, самым сытным и в то же время самым недорогим праздничным блюдом был студень. Недели за две до праздников все хозяйки уже начинали гоняться по магазинам за свиными или говяжьими мостолыжками. Варили их часа по три-четыре. Настоящие хозяйки никогда не добавляли в студень при его готовке никакого желатина, все должно было застывать естественно. Разливали наваристый бульон, в который крошили кусочки отварного мяса, по глубоким суповым тарелкам, украшая нарезанными кружочками моркови и пластинками сваренных вкрутую яиц.

Холодильников в домах тогда еще не держали, и тарелки, чтобы студень в них застыл, оставляли на ночь на окне между фрамугами. Вся эта процедура с варкой и застыванием отнимала уйму времени, но зато четверть суповой тарелки студня с крепкой горчичкой навернул – и сыт. А главное, при шумном застолье с такой закуской никакой хмель не возьмет, хоть целую бутылку выпей.

Еще вспоминается, что на праздничном столе всегда стояли квашеная капуста и соленые грибочки. В те годы много пекли. Закрытые огромные пироги размером с духовку с самыми разными начинками: картошкой, капустой, грибами, щавелем, морковью. Пекли и открытые пироги, чаще всего с яблоками или повидлом.

Сейчас уже трудно представить себе, но сразу после войны салат оливье в его советском варианте еще не изобрели. Причиной было, наверное, то, что не все продукты для него можно было купить. В магазинах часто вместо яиц продавали яичный порошок. Смешав его с сухим молоком и размешав в воде, можно было приготовить вкусный омлет, но для оливье это не годилось.

В центре праздничного стола обычно красовался винегрет в глубокой тарелке. На плоских тарелочках выставлялись нарезанные сыр и отдельная колбаса, стояли на блюдечках открытые с отогнутой крышкой банки шпрот, мелкий частик в томате. Селедка под луком, обильно политая постным маслом, тоже занимала дежурное почетное место на праздничном столе... Тут же всегда красовалась «Московская особая» в темно-зеленых бутылках, бывала и «Столичная», редко «Старка». А для женщин – портвейн «777» или «33»...

После обильного и шумного стола – танцы под патефон. Дети обычно накручивали ручку патефона и подыскивали по просьбе взрослых пластинки. Кстати, я научился читать именно таким образом – по наклейкам на пластинках.

Потом снова садились за стол, и начиналось общее пение. Пели песни военных лет: «Ночь коротка, спят облака», «Словно замерло все до рассвета». Потом старые русские песни про «Стеньки Разина челны». А вот эстрадные песни, даже самые популярные, за столом не пелись. Если вдруг кто-нибудь неожиданно затянет какую-нибудь популярную песню, что почти каждый день по радио исполняют, то так она в воздухе и повиснет...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073( 5446) от 24.04.2015.


Комментарии