Последний триумф Кшесинской

17 января (по старому стилю) 1917 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы французского композитора Даниэля Обера «Фенелла» - в оригинале «Мазаньелло, или Немая из Портичи». Спустя всего несколько дней по распоряжению Министерства внутренних дел ее сняли из репертуара - с формулировкой «за вредное направление постановки». В кулуарах канцелярии императорских театров режиссеру оперы Н. Н. Боголюбову передали слова последнего главы МВД царской России А. Д. Протопопова: не надо, мол, «стремиться к лаврам Робеспьера»... В чем тут дело?

Последний триумф Кшесинской | Опера «Фенелла». Итальянская иллюстрация начала XX века.  Репродукция. Фото автора

Опера «Фенелла». Итальянская иллюстрация начала XX века. Репродукция. Фото автора

Наполненная чудными мелодиями и дуэтами, опера Обера содержала грандиозные сценические эффекты. Присутствовала там и душераздирающая романтическая линия. Влюбленная в сына испанского короля немая от рождения неаполитанка Фенелла была брошена им ради династического брака. В финале оперы отвергнутая девушка, убитая сообщением о гибели брата-мятежника, бросается со скалы - вниз, где растекаются потоки раскаленной вулканической лавы...

Однако известность опера получила и за свой бунтарский дух. В ряде европейских столиц в первой трети ХIХ века этот спектакль нередко заканчивался манифестациям в зрительном зале.

Вот и теперь на сцене Мариинского театра была воссоздана подлинно революционная атмосфера: устроены баррикады, горел дворец вице-короля, а хористы, изображавшие в одной из сцен простой люд, буйно жестикулируя, ритмично выкрикивали: «Кинжалов! Огня!», «Кинжалов! Огня!»...

Накануне премьеры «Фенеллы» главноуправляющий собственной канцелярией императора Николая II, а по совместительству директор Русского музыкального общества плодовитый композитор А. С. Танеев (отец небезызвестной фрейлины царицы Анны Вырубовой) в кулуарах театра полуиронично заметил: «Если сегодня вспыхнет революция, вы мне скажите - я лучше уйду раньше конца оперы».

Годы спустя Матильда Кшесинская вспоминала: «Всем было как-то жутко играть в этой опере: на сцене изображалась революция, вся сцена была залита заревом пожара, как будто предвещая, что у нас будет то же, не только на сцене, но на самом деле. Действительно: не прошло и месяца с небольшим, как вспыхнула революция». Сама прима императорской сцены в спектакле выступила в балетной партии главной героини. Предводителя восставших приморских мятежников исполнил выдающийся тенор той поры Иван Ершов.

Впервые Кшесинская исполнила мимическую роль Фенеллы в гастрольном спектакле артистов итальянской оперы, состоявшемся в зале Петербургской консерватории 8 марта 1909 года. По мнению критиков, это была лучшая Фенелла из всех виденных ранее.

Триумф Кшесинской в роли немой оперной героини почти десятилетней давности, несомненно, утвердил создателей спектакля образца 1917 года в мысли, что постановка с ее участием непременно будет успешной. Несмотря на то что балерине к этому времени исполнилось уже сорок шесть лет.

Матильда Кшесинская к тому времени формально находилась уже за штатом императорской балетной труппы, и ее выход на подмостки родного театра вызвал настоящую сенсацию у почитателей. Зрительный зал - а цены были тройные - почти полностью заполнила придворная публика и аристократия.

Чтобы как-то приглушить мятежный контекст французской оперы, премьера «Фенеллы» была заявлена как бенефис в пользу оркестрантов театра. И назначена к тому же на дату столетия выступления на казенной сцене оркестра Финляндского полка. В разгар продолжающейся Первой мировой войны это отвечало также и благородной миссии моральной поддержки русских офицеров. На юбилейный спектакль были приглашены оркестр Финляндского полка во главе с капельмейстером, а также офицеры командного состава этой гвардейской части.

По окончании спектакля для гостей накрыли столы в одном из фойе театра. «Много чаю было выпито, - вспоминал позже один из зрителей спектакля полковник Финляндского полка Д. Ходнев, - много высказано взаимных приветствий и пожеланий; беседа наша протекала безмятежно...». Кому-то из артистов опрометчиво пришло в голову рассказать историю о народных волнениях везде, где ставили «крамольную» оперу, и о повсеместном запрещении «Фенеллы» в Европе.

Очевидно, последовал донос, и власти поторопились запретить постановку музыкальной новинки. Кстати, у офицеров Финляндского полка спектакль не вызвал бунтарских настроений. Как вспоминал упомянутый выше офицер Ходнев, во время Февральской революции солдаты полка до последнего сдерживали на Васильевском острове толпы рабочих, направлявшихся к центру города...

Запрет оперы Обера перевел ее в разряд «гонимых», а значит, в новую эпоху она оказалась достойной быть исполненной перед новой публикой: недаром именно ею решено было отметить первую годовщину Октябрьского переворота в ноябре 1918 года. Все с тем же Иваном Ершовым в роли «партизана» Мазаньелло, но уже без участия Кшесинской: она к тому времени покинула Петроград, а вскоре и Россию. Фенеллу изобразила талантливая балерина Елена Смирнова, впоследствии тоже эмигрантка.

Рисунок партии Фенеллы и танцы для нее в первой советской «Фенелле» ставил брат Матильды Феликсовны - Иосиф Феликсович Кшесинский.

Что же касается бунтарской оперы французского композитора, то она была рекомендована для постановки в театрах как отвечающая идеологическим установкам агитпропа Республики Советов.

#февральская революция #«Фенелла» #Кшесинская

Материалы рубрики

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...