Последний триумф Кшесинской

17 января (по старому стилю) 1917 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы французского композитора Даниэля Обера «Фенелла» - в оригинале «Мазаньелло, или Немая из Портичи». Спустя всего несколько дней по распоряжению Министерства внутренних дел ее сняли из репертуара - с формулировкой «за вредное направление постановки». В кулуарах канцелярии императорских театров режиссеру оперы Н. Н. Боголюбову передали слова последнего главы МВД царской России А. Д. Протопопова: не надо, мол, «стремиться к лаврам Робеспьера»... В чем тут дело?

Последний триумф Кшесинской | Опера «Фенелла». Итальянская иллюстрация начала XX века.  Репродукция. Фото автора

Опера «Фенелла». Итальянская иллюстрация начала XX века. Репродукция. Фото автора

Наполненная чудными мелодиями и дуэтами, опера Обера содержала грандиозные сценические эффекты. Присутствовала там и душераздирающая романтическая линия. Влюбленная в сына испанского короля немая от рождения неаполитанка Фенелла была брошена им ради династического брака. В финале оперы отвергнутая девушка, убитая сообщением о гибели брата-мятежника, бросается со скалы - вниз, где растекаются потоки раскаленной вулканической лавы...

Однако известность опера получила и за свой бунтарский дух. В ряде европейских столиц в первой трети ХIХ века этот спектакль нередко заканчивался манифестациям в зрительном зале.

Вот и теперь на сцене Мариинского театра была воссоздана подлинно революционная атмосфера: устроены баррикады, горел дворец вице-короля, а хористы, изображавшие в одной из сцен простой люд, буйно жестикулируя, ритмично выкрикивали: «Кинжалов! Огня!», «Кинжалов! Огня!»...

Накануне премьеры «Фенеллы» главноуправляющий собственной канцелярией императора Николая II, а по совместительству директор Русского музыкального общества плодовитый композитор А. С. Танеев (отец небезызвестной фрейлины царицы Анны Вырубовой) в кулуарах театра полуиронично заметил: «Если сегодня вспыхнет революция, вы мне скажите - я лучше уйду раньше конца оперы».

Годы спустя Матильда Кшесинская вспоминала: «Всем было как-то жутко играть в этой опере: на сцене изображалась революция, вся сцена была залита заревом пожара, как будто предвещая, что у нас будет то же, не только на сцене, но на самом деле. Действительно: не прошло и месяца с небольшим, как вспыхнула революция». Сама прима императорской сцены в спектакле выступила в балетной партии главной героини. Предводителя восставших приморских мятежников исполнил выдающийся тенор той поры Иван Ершов.

Впервые Кшесинская исполнила мимическую роль Фенеллы в гастрольном спектакле артистов итальянской оперы, состоявшемся в зале Петербургской консерватории 8 марта 1909 года. По мнению критиков, это была лучшая Фенелла из всех виденных ранее.

Триумф Кшесинской в роли немой оперной героини почти десятилетней давности, несомненно, утвердил создателей спектакля образца 1917 года в мысли, что постановка с ее участием непременно будет успешной. Несмотря на то что балерине к этому времени исполнилось уже сорок шесть лет.

Матильда Кшесинская к тому времени формально находилась уже за штатом императорской балетной труппы, и ее выход на подмостки родного театра вызвал настоящую сенсацию у почитателей. Зрительный зал - а цены были тройные - почти полностью заполнила придворная публика и аристократия.

Чтобы как-то приглушить мятежный контекст французской оперы, премьера «Фенеллы» была заявлена как бенефис в пользу оркестрантов театра. И назначена к тому же на дату столетия выступления на казенной сцене оркестра Финляндского полка. В разгар продолжающейся Первой мировой войны это отвечало также и благородной миссии моральной поддержки русских офицеров. На юбилейный спектакль были приглашены оркестр Финляндского полка во главе с капельмейстером, а также офицеры командного состава этой гвардейской части.

По окончании спектакля для гостей накрыли столы в одном из фойе театра. «Много чаю было выпито, - вспоминал позже один из зрителей спектакля полковник Финляндского полка Д. Ходнев, - много высказано взаимных приветствий и пожеланий; беседа наша протекала безмятежно...». Кому-то из артистов опрометчиво пришло в голову рассказать историю о народных волнениях везде, где ставили «крамольную» оперу, и о повсеместном запрещении «Фенеллы» в Европе.

Очевидно, последовал донос, и власти поторопились запретить постановку музыкальной новинки. Кстати, у офицеров Финляндского полка спектакль не вызвал бунтарских настроений. Как вспоминал упомянутый выше офицер Ходнев, во время Февральской революции солдаты полка до последнего сдерживали на Васильевском острове толпы рабочих, направлявшихся к центру города...

Запрет оперы Обера перевел ее в разряд «гонимых», а значит, в новую эпоху она оказалась достойной быть исполненной перед новой публикой: недаром именно ею решено было отметить первую годовщину Октябрьского переворота в ноябре 1918 года. Все с тем же Иваном Ершовым в роли «партизана» Мазаньелло, но уже без участия Кшесинской: она к тому времени покинула Петроград, а вскоре и Россию. Фенеллу изобразила талантливая балерина Елена Смирнова, впоследствии тоже эмигрантка.

Рисунок партии Фенеллы и танцы для нее в первой советской «Фенелле» ставил брат Матильды Феликсовны - Иосиф Феликсович Кшесинский.

Что же касается бунтарской оперы французского композитора, то она была рекомендована для постановки в театрах как отвечающая идеологическим установкам агитпропа Республики Советов.

#февральская революция #«Фенелла» #Кшесинская

Комментарии