Последний триумф Кшесинской

17 января (по старому стилю) 1917 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы французского композитора Даниэля Обера «Фенелла» - в оригинале «Мазаньелло, или Немая из Портичи». Спустя всего несколько дней по распоряжению Министерства внутренних дел ее сняли из репертуара - с формулировкой «за вредное направление постановки». В кулуарах канцелярии императорских театров режиссеру оперы Н. Н. Боголюбову передали слова последнего главы МВД царской России А. Д. Протопопова: не надо, мол, «стремиться к лаврам Робеспьера»... В чем тут дело?

Последний триумф Кшесинской | Опера «Фенелла». Итальянская иллюстрация начала XX века.  Репродукция. Фото автора

Опера «Фенелла». Итальянская иллюстрация начала XX века. Репродукция. Фото автора

Наполненная чудными мелодиями и дуэтами, опера Обера содержала грандиозные сценические эффекты. Присутствовала там и душераздирающая романтическая линия. Влюбленная в сына испанского короля немая от рождения неаполитанка Фенелла была брошена им ради династического брака. В финале оперы отвергнутая девушка, убитая сообщением о гибели брата-мятежника, бросается со скалы - вниз, где растекаются потоки раскаленной вулканической лавы...

Однако известность опера получила и за свой бунтарский дух. В ряде европейских столиц в первой трети ХIХ века этот спектакль нередко заканчивался манифестациям в зрительном зале.

Вот и теперь на сцене Мариинского театра была воссоздана подлинно революционная атмосфера: устроены баррикады, горел дворец вице-короля, а хористы, изображавшие в одной из сцен простой люд, буйно жестикулируя, ритмично выкрикивали: «Кинжалов! Огня!», «Кинжалов! Огня!»...

Накануне премьеры «Фенеллы» главноуправляющий собственной канцелярией императора Николая II, а по совместительству директор Русского музыкального общества плодовитый композитор А. С. Танеев (отец небезызвестной фрейлины царицы Анны Вырубовой) в кулуарах театра полуиронично заметил: «Если сегодня вспыхнет революция, вы мне скажите - я лучше уйду раньше конца оперы».

Годы спустя Матильда Кшесинская вспоминала: «Всем было как-то жутко играть в этой опере: на сцене изображалась революция, вся сцена была залита заревом пожара, как будто предвещая, что у нас будет то же, не только на сцене, но на самом деле. Действительно: не прошло и месяца с небольшим, как вспыхнула революция». Сама прима императорской сцены в спектакле выступила в балетной партии главной героини. Предводителя восставших приморских мятежников исполнил выдающийся тенор той поры Иван Ершов.

Впервые Кшесинская исполнила мимическую роль Фенеллы в гастрольном спектакле артистов итальянской оперы, состоявшемся в зале Петербургской консерватории 8 марта 1909 года. По мнению критиков, это была лучшая Фенелла из всех виденных ранее.

Триумф Кшесинской в роли немой оперной героини почти десятилетней давности, несомненно, утвердил создателей спектакля образца 1917 года в мысли, что постановка с ее участием непременно будет успешной. Несмотря на то что балерине к этому времени исполнилось уже сорок шесть лет.

Матильда Кшесинская к тому времени формально находилась уже за штатом императорской балетной труппы, и ее выход на подмостки родного театра вызвал настоящую сенсацию у почитателей. Зрительный зал - а цены были тройные - почти полностью заполнила придворная публика и аристократия.

Чтобы как-то приглушить мятежный контекст французской оперы, премьера «Фенеллы» была заявлена как бенефис в пользу оркестрантов театра. И назначена к тому же на дату столетия выступления на казенной сцене оркестра Финляндского полка. В разгар продолжающейся Первой мировой войны это отвечало также и благородной миссии моральной поддержки русских офицеров. На юбилейный спектакль были приглашены оркестр Финляндского полка во главе с капельмейстером, а также офицеры командного состава этой гвардейской части.

По окончании спектакля для гостей накрыли столы в одном из фойе театра. «Много чаю было выпито, - вспоминал позже один из зрителей спектакля полковник Финляндского полка Д. Ходнев, - много высказано взаимных приветствий и пожеланий; беседа наша протекала безмятежно...». Кому-то из артистов опрометчиво пришло в голову рассказать историю о народных волнениях везде, где ставили «крамольную» оперу, и о повсеместном запрещении «Фенеллы» в Европе.

Очевидно, последовал донос, и власти поторопились запретить постановку музыкальной новинки. Кстати, у офицеров Финляндского полка спектакль не вызвал бунтарских настроений. Как вспоминал упомянутый выше офицер Ходнев, во время Февральской революции солдаты полка до последнего сдерживали на Васильевском острове толпы рабочих, направлявшихся к центру города...

Запрет оперы Обера перевел ее в разряд «гонимых», а значит, в новую эпоху она оказалась достойной быть исполненной перед новой публикой: недаром именно ею решено было отметить первую годовщину Октябрьского переворота в ноябре 1918 года. Все с тем же Иваном Ершовым в роли «партизана» Мазаньелло, но уже без участия Кшесинской: она к тому времени покинула Петроград, а вскоре и Россию. Фенеллу изобразила талантливая балерина Елена Смирнова, впоследствии тоже эмигрантка.

Рисунок партии Фенеллы и танцы для нее в первой советской «Фенелле» ставил брат Матильды Феликсовны - Иосиф Феликсович Кшесинский.

Что же касается бунтарской оперы французского композитора, то она была рекомендована для постановки в театрах как отвечающая идеологическим установкам агитпропа Республики Советов.

#февральская революция #«Фенелла» #Кшесинская

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...