Последний «майский» директор

Славяновед Александр Лаврентьевич Липовский был последним директором школы Карла Мая, что на 14-й линии Васильевского острова. Именно при нем это учебное заведение стало одним из лучших в городе. Каждого входившего в его рабочий кабинет встречало изречение французского поэта Никола Буало: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души»...

Последний «майский» директор | ФОТО из фондов Музея истории школы Карла Мая

ФОТО из фондов Музея истории школы Карла Мая

Липовский родился полтора века тому назад, 4 сентября 1867 года, в Ташкенте в семье писаря штаба войск Туркестанской области, окончил там с золотой медалью гимназию. Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета.

Отказавшись от рекомендованной ему в Университете подготовки к профессорскому званию, он всю дальнейшую жизнь отдал служению на ниве просвещения: в 1890 году стал преподавателем русского языка, литературы и истории в известной петербургской гимназии Карла Мая. Начинающий учитель не только полностью воспринял действовавшие в этом учебном заведении принципы гуманной педагогики, основанные на принципе «сперва любить — потом учить», но и на протяжении тридцати лет приумножил их.

Помимо обычных уроков молодой педагог организовал в школе цикл, состоящий из 25 культурно-исторических лекций, посвященных истории искусств, сопровождавшихся посещениями Эрмитажа и Академии художеств. Большую пользу приносили беседы Александра Лаврентьевича, во время которых он раз в неделю знакомил слушателей с лучшими образцами мировой и отечественной прозы и поэзии.

Помимо основной работы Липовский занимался историей русской и славянской литературы, заслужил степень магистра славянской филологии, опубликовал четыре монографии и более двухсот статей в специализированных периодических изданиях.

Благодаря столь энергичной и разнообразной деятельности он завоевал высокий авторитет и в школе, и в научной среде, что, в частности, стало основанием для назначения его в 1906 году директором гимназии и реального училища Карла Мая. На этом посту он укомплектовал школу высокопрофессиональными кадрами, создал новые структуры (совет наставников, совет наблюдателей, поклассные и предметные комиссии). Именно при нем в школе появился первый в России школьный авиакружок.

В революционном 1905 году благодаря своей общественной активности он был избран первым председателем созданного тогда Союза учителей средней школы Петербурга. А в октябре того же года возглавил забастовочный комитет учителей, поддержавших всероссийскую стачку.

Именно он в качестве председателя оргкомитета открывал в Иматре учредительный съезд Всероссийского союза учителей и деятелей средней школы и завершил свое выступление почти революционным призывом: «Соединяйтесь же педагоги средних школ России и да здравствует новая школа — демократическая, свободная, автономная!». Неудивительно, что вскоре Липовский стал членом более радикальной, чем кадеты, партии трудовиков.

При Липовском было построено новое прекрасное здание школы на 14-й линии Васильевского острова, он достойно руководил коллективом педагогов и учащихся в годы Первой мировой войны (при школе действовал лазарет на 30 коек!) и в дни Февральской и Октябрьской революций.

Новой советской власти он не оказывал никакого противодействия, однако в середине марта 1918 года его арестовала ВЧК. Вскоре его по ходатайству школьного совета старост, возглавляемого будущим крупным литературоведом В. С. Люблинским, освободили, так как, по мнению ходатаев, «отсутствие А. Л. Липовского вредно отражается на школьной жизни».

Впрочем, дальнейшее пребывание его на посту директора все же оказалось недолгим. В конце июня 1920 года он вместе с восемью педагогами был уволен. Представитель подотдела народного образования заявил: «Нужно изменить физиономию школы, что возможно только с устранением т. Липовского, т. к. влияние его на учащих и учащихся очень велико». Липовский ответил, что «над ним собирались тучи при прежнем режиме, он тогда слыл революционером, и поэтому нынешний удар является для него неожиданным и несправедливым».

Несмотря на вынужденное расставание с любимой школой, он продолжил педагогическую деятельность: в Государственном институте научной педагогики возглавлял кабинет русского языка, на высших курсах П. Ф. Лесгафта был деканом отделения народного образования, состоял профессором в Педагогическом институте дошкольного образования.

По ходатайству последнего ему в 1924 году была назначена персональная пенсия, но ученый продолжал работать, выступал с докладами на заседаниях различных обществ, написал ряд статей, одна из которых, «Лирика Пушкина», заслужила высокую оценку литературоведов. Накопленный педагогический опыт он обобщил в изданной в 1928 году книге «Спутник преподавателя-словесника».

Преданный своей профессии талантливый педагог умер от голода в январе 1942 года в осажденном Ленинграде. Его могила находится на блокадном участке Смоленского кладбища. Один из разделов Музея истории школы Карла Мая посвящен деятельности этого достойного исторической памяти петербуржца.

#персона #Липовский #директор

Комментарии