Главная городская газета

Последний бойскаут

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Последний бойскаут  | Костя Ольхин – морской бойскаут. Фото 1913 – 1914 годов.<br> Из фондов Ивангородского краеведческого музея

Костя Ольхин – морской бойскаут. Фото 1913 – 1914 годов.
Из фондов Ивангородского краеведческого музея

Он родился в 1900 году, и его биография как в капле воды отразила летопись страны ХХ века. Возможно, он не был великой исторической личностью, но прожил долгую, яркую жизнь, полную драматических поворотов, и оставил по себе благодарную память потомков.

Константин Ольхин появился на свет в образованной семье. Его дед являлся редактором многих журналов в Петербурге, в том числе «Вокруг света» и «Задушевное слово», по которым Костя учился читать. Братья по матери (Августовские) были моряками, поэтому Костя мечтал стать моряком и усиленно изучал языки, морское дело, навигацию.

С детских лет Костя Ольхин стал бойскаутом – верность идеям этого движения навсегда определила его жизнь. Сохранился его членский билет – одновременно это была памятная книжка и свидетельство о достижениях. На первой странице было написано: «Скауты всего мира радуются, когда случай дает им возможное оказать услугу ребенку, старику или женщине. Как странствующие рыцари, они ищут такие случаи на всех дорогах жизни». В книжке есть даже вечерняя молитва бойскаута: «Господи, помоги мне быть завтра лучше, чем я был сегодня».

Всем бойскаутам предписывалось владеть определенными ремеслами или навыками. В билете Кости записаны 42 специальности, в том числе брат милосердия, повар, плотник, переводчик, садовник, друг животных.

Увы, бойскаутская деятельность Кости Ольхина закончилась полным крахом. В октябре 1917 года, во время мятежа Керенского — Краснова, он в порыве романтики записался в санитарный отряд Красной гвардии, который сразу же был брошен на Среднюю Рогатку. Костя вернулся домой героем, но в Реформаторском училище, где он учился, его встретили враждебно. 7 ноября состоялся суд, на котором Костю за политическую деятельность (а бойскаутам запрещалось участвовать в политике) навечно исключили из бойскаутов...

Однако его неутомимая натура требовала общественной деятельности. В марте 1918 года он вступил в Союз рабочей молодежи (будущий ВЛКСМ), где вместе с Оскаром Рывкиным и Яковом Цейтлиным организовывал отряды «юных коммунистов» («юков») – будущих пионеров. Во время наступления белой армии Юденича на Петроград «юки» были связными, несли караульную службу, расклеивали листовки и воззвания.

В июле 1919 года, будучи делегатом проходившего в Москве пленума Союза молодежи, Константин Ольхин познакомился с Надеждой Крупской. Он рассказал ей об идеях бойскутов, поделился своим опытом работы с «юками». Особенно понравилась Крупской идея обучения бойскутов различным специальностям.

В начале 1920-х годов Костя участвовал в организации пионерского движения. Он был бессменным пионервожатым Финляндской железнодорожной базы, летом 1925 года стал одним из организаторов пионерского лагеря под Токсовом. Его устроили в лесу у горы, которую пионеры назвали в честь Ленина.

Кстати, работа с пионерами сблизила Костю Ольхина с Женей Емельяновой – племянницей рабочего, скрывавшего в Разливе Ленина. Костя и Женя поженились, у них родилась дочь, которую назвали Нинел (Ленин наоборот). Костя окончил Политехнический институт, успешно работал, затем окончил еще и Текстильный институт, изучал языки и собирал марки.

В первые дни Великой Отечественной войны Константин записался в ополчение, но попал в тюрьму по 58-й статье (за шпионаж). Поводом стала его зарубежная переписка с заграницей с филателистами. В результате всю войну он провел в лагере – в Березняках на строительстве химического комбината.

В 1946 году, после освобождения, Константин возвратился в Ленинград, но к этому времени его семья распалась. Тогда он обосновался в Нарве, где затем получил широкую известность благодаря своей разнообразной кипучей общественной деятельности. Организовывал выставки, проводил походы, вел кружки в Доме пионеров. В Нарве и Таллине его знали как хорошего гида, поскольку он проводил экскурсии на трех иностранных языках, которые не забывал с юности. Страстный коллекционер, Константин Ольхин, несмотря на богатый жизненный опыт, оставался до предела добрым и доверчивым человеком. После его смерти в 1988 году огромный семейный архив был передан в Ивангородский краеведческий музей...

После реабилитации в 1959 году Ольхину предлагали восстановиться в партии, в ряды которой он вступил еще во время Гражданской войны, но он отказался. Может быть, сыграл роль бойскаутский принцип – не заниматься политикой? По сути дела, он всю жизнь так и остался бойскаутом – «рыцарем добрых дел».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook