Последние эшелоны на запад. Почему СССР снабжал Германию?

«Не раз доводилось слышать, что перед началом Великой Отечественной войны СССР поставлял в Германию полезные ископаемые, нефть, зерно... Причем последние эшелоны пересекли границы буквально за час-полтора до начала военных действий. Получается, наша страна своими поставками усиливала своего же будущего врага. Зачем это делалось? Могло ли подобное сотрудничество быть взаимовыгодным?» Степан ФЕДОРЧУК

Последние эшелоны на запад. Почему СССР снабжал Германию? | Согласно торгово-экономическому соглашению, заключенному с Германией 11 февраля 1940 года, Советский Союз обязывался поставить ей 900 тыс. тонн нефти. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Согласно торгово-экономическому соглашению, заключенному с Германией 11 февраля 1940 года, Советский Союз обязывался поставить ей 900 тыс. тонн нефти. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На вопрос читателя отвечает доктор исторических наук профессор СПб государственного университета телекоммуникаций имени проф. М. А. Бонч-Бруевича Владлен ИЗМОЗИК:

– На протяжении 1940-го – первой половины 1941 года Сталин руководствовался стремлением оттянуть сроки начала неизбежной войны с Германией и исходил из этого в своей практической деятельности.

10 января 1941 года в развитие торговых соглашений 1939 и 1940 годов было подписано советско-германское соглашение о взаимных поставках до 1 августа 1942 года. СССР должен был отправить в Германию 2,5 млн тонн зерна, 1 млн тонн нефти, крупные партии металлов (марганца, хромовой и железной руды, металлолома и чугуна, 2 тыс. кг платины).

Разумеется, советский экспорт имел немаловажное значение для немецкой экономики. Но и Советский Союз получал свою выгоду: Германия поставляла промышленное оборудование. Так что будет правильным сказать, что руководство СССР стремилось максимально использовать экономические и научно-технические ресурсы будущего противника.

СССР заказал в Германии сотни современных станков, были приобретены различные механизмы для флота, образцы систем радиосвязи, оборудование для химических войск, новейшие двигатели, модели различных военных самолетов с запасными моторами и запасными частями («Хейнкель-100», «Юнкерс-88»,

«Юнкерс-207», «Дорнье-215», «Фокке-Вульф-55», «Мессершмитт-109» и др.). А купленный в Германии недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов» получил название «Петропавловск» и участвовал в обороне Ленинграда.

С января 1941 года до начала войны в Советский Союз было ввезено немецких товаров и вооружения на 220,9 млн рейхсмарок, а СССР направил сырья на 206,1 млн рейхсмарок.

Поставки продолжались буквально до самого начала войны. В ночь на 22 июня 1941 года через Брест прошли два эшелона, двигавшиеся в противоположных направлениях: с немецкими станками – на восток, с советским зерном – на запад. И никто их не остановил.

Вместе с тем стремление Сталина не давать Гитлеру каких-либо предлогов для начала военных действий и одновременно – недоверие к предупреждениям о скором нападении Германии обернулось тяжелыми последствиями для советских торговых кораблей. По воспоминаниям Анастаса Микояна, члена Политбюро ЦК ВКП(б) и заместителя председателя Совнаркома СССР, за два дня до начала немецкой агрессии ему позвонил начальник Рижского порта, который сообщил, что стоящие в порту около 25 немецких судов готовятся завтра, 21 июня, уйти в море, не завершив погрузку или разгрузку. Начальник порта просил указаний: задержать суда или выпустить?

Анастас Иванович пошел к Сталину, у которого были и другие члены Политбюро; рассказал о звонке, предложив задержать немецкие суда. Сталин, по словам Микояна, рассердился, сказав: «Это будет провокация. Этого делать нельзя. Надо дать указание не препятствовать, пусть суда уходят». Такая команда была дана начальнику порта. Немецкие корабли покинули и другие советские порты.

В свою очередь в немецких портах 22 июня 1941 года гитлеровцы захватили 32 советских торговых судна и взяли в плен 860 моряков.


#ВОВ #Великая Отечественная война #СССР #Германия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7019) от 29.09.2021 под заголовком «Последние эшелоны на запад».


Комментарии