Последние эшелоны на запад. Почему СССР снабжал Германию?
«Не раз доводилось слышать, что перед началом Великой Отечественной войны СССР поставлял в Германию полезные ископаемые, нефть, зерно... Причем последние эшелоны пересекли границы буквально за час-полтора до начала военных действий. Получается, наша страна своими поставками усиливала своего же будущего врага. Зачем это делалось? Могло ли подобное сотрудничество быть взаимовыгодным?» Степан ФЕДОРЧУК

Согласно торгово-экономическому соглашению, заключенному с Германией 11 февраля 1940 года, Советский Союз обязывался поставить ей 900 тыс. тонн нефти. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
На вопрос читателя отвечает доктор исторических наук профессор СПб государственного университета телекоммуникаций имени проф. М. А. Бонч-Бруевича Владлен ИЗМОЗИК:
– На протяжении 1940-го – первой половины 1941 года Сталин руководствовался стремлением оттянуть сроки начала неизбежной войны с Германией и исходил из этого в своей практической деятельности.
10 января 1941 года в развитие торговых соглашений 1939 и 1940 годов было подписано советско-германское соглашение о взаимных поставках до 1 августа 1942 года. СССР должен был отправить в Германию 2,5 млн тонн зерна, 1 млн тонн нефти, крупные партии металлов (марганца, хромовой и железной руды, металлолома и чугуна, 2 тыс. кг платины).
Разумеется, советский экспорт имел немаловажное значение для немецкой экономики. Но и Советский Союз получал свою выгоду: Германия поставляла промышленное оборудование. Так что будет правильным сказать, что руководство СССР стремилось максимально использовать экономические и научно-технические ресурсы будущего противника.
СССР заказал в Германии сотни современных станков, были приобретены различные механизмы для флота, образцы систем радиосвязи, оборудование для химических войск, новейшие двигатели, модели различных военных самолетов с запасными моторами и запасными частями («Хейнкель-100», «Юнкерс-88»,
«Юнкерс-207», «Дорнье-215», «Фокке-Вульф-55», «Мессершмитт-109» и др.). А купленный в Германии недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов» получил название «Петропавловск» и участвовал в обороне Ленинграда.
С января 1941 года до начала войны в Советский Союз было ввезено немецких товаров и вооружения на 220,9 млн рейхсмарок, а СССР направил сырья на 206,1 млн рейхсмарок.
Поставки продолжались буквально до самого начала войны. В ночь на 22 июня 1941 года через Брест прошли два эшелона, двигавшиеся в противоположных направлениях: с немецкими станками – на восток, с советским зерном – на запад. И никто их не остановил.
Вместе с тем стремление Сталина не давать Гитлеру каких-либо предлогов для начала военных действий и одновременно – недоверие к предупреждениям о скором нападении Германии обернулось тяжелыми последствиями для советских торговых кораблей. По воспоминаниям Анастаса Микояна, члена Политбюро ЦК ВКП(б) и заместителя председателя Совнаркома СССР, за два дня до начала немецкой агрессии ему позвонил начальник Рижского порта, который сообщил, что стоящие в порту около 25 немецких судов готовятся завтра, 21 июня, уйти в море, не завершив погрузку или разгрузку. Начальник порта просил указаний: задержать суда или выпустить?
Анастас Иванович пошел к Сталину, у которого были и другие члены Политбюро; рассказал о звонке, предложив задержать немецкие суда. Сталин, по словам Микояна, рассердился, сказав: «Это будет провокация. Этого делать нельзя. Надо дать указание не препятствовать, пусть суда уходят». Такая команда была дана начальнику порта. Немецкие корабли покинули и другие советские порты.
В свою очередь в немецких портах 22 июня 1941 года гитлеровцы захватили 32 советских торговых судна и взяли в плен 860 моряков.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7019) от 29.09.2021 под заголовком «Последние эшелоны на запад».
Комментарии