После войны в память о героической обороне Ленинграда состоялся конкурс на проект фонтанов Победы

Память о героической обороне Ленинграда после войны должны были увековечить многочисленные арки Победы, монументы и малые архитектурные формы. Ленинградские отделения Союза cоветских архитекторов и Архитектурного фонда провели несколько конкурсов. В частности, в декабре 1946 года — на проект фонтанов для площадей и парков.

После войны в память о героической обороне Ленинграда состоялся конкурс на проект фонтанов Победы  | Жюри посчитало, что прорисовка композиции фонтана и характер графики «отмечают недостаточно высокий уровень развития вкуса автора»/Репродукция. ФОТО автора

Жюри посчитало, что прорисовка композиции фонтана и характер графики «отмечают недостаточно высокий уровень развития вкуса автора»/Репродукция. ФОТО автора

Всего было представлено 45 проектов, все они были  весьма оригинальны. Авторы предлагали разместить фонтаны на Исаакиевской площади (в сквере между памятником Николаю I и Исаакиевским собором), площади Революции (ныне Троицкой), Марсовом поле (в четырех его периферийных точках), в Московском и Приморском парках Победы.


Проект верижникова.jpg

В случае появления такого фонтана Исаакиевской площади явно грозила бы перенасыщенность/Репродукция. ФОТО автора


Жюри присудило шесть премий. Первая, в размере четырех тысяч рублей, досталась Николаю Верижникову. Он в 1936 году окончил Ленинградский институт инженеров коммунального строительства и до войны успел принять участие в проектировании жилого дома на Ивановской улице, 14, и парка культуры и отдыха Московского района (позже он стал Московским парком Победы).

Верижников предлагал устроить фонтан в сквере на Исаакиевской площади. Гранитную чашу большого диаметра по периметру должны были окружать четыре скульптуры дельфинов, а мощные вертикальные струи в центре фонтана «сопровождаться» струями из их клювообразных пастей.

В экспертном заключении было указано: «Водяная композиция динамична, все части сооружения масштабны, и силуэт производит приятное впечатление. Фонтан удачно вписан на площади и по характеру архитектуры хорошо связан с окружающим ансамблем. Недостаток — не совсем хорошего вкуса архитектура, будто приспособленная к измельченности деталей окружающих зданий второй половины XIX века».

Проект козырева.jpg

По мнению жюри, оборотный фасад памятника, на котором будут только надписи, не представляется удачным и вряд ли сможет служить украшением площади Революции/Репродукция. ФОТО автора

Проект Бориса Козырева, получившего вторую премию и три тысячи рублей, был предназначен для площади Революции и символизировал высадку морского десанта. Композиция представляла собой стилизованный танк из камня, на котором высечен барельеф с пехотинцами. Водяной каскад — в нижней части. Жюри отметило, что проект «подкупает интересной темой и темпераментным содержанием, но сооружение скорее имеет характеристику памятника-монумента, а не фонтана. Постановка этого фонтана на площади Революции вызывает сомнения».

Третью премию присудили Михаилу Аронштаму, который предложил проект фонтана для той же площади Революции. Его проект представлял собой плоскую чашу, украшенную фигурой обнаженного юноши-бойца с автоматом, обвитого многоголовой змеей. Юноша символизировал собой город-герой Ленинград, змея — вражескую блокаду. Струя воды должна была бить из пасти змеи, голову которой сжимает юноша.

Комиссию смутило, что «не переданы усилия юноши по укрощению змеи». Более того, смущал атрибут в виде автомата в руке юноши, который плохо вязался с общей концепцией и обнаженной скульптурой, что придавало проекту «налет вульгарности».

Остальные работы жюри отнесло ко второй категории. Так, проект фонтана Георгия Чарнецкого для Московского парка Победы был раскритикован за то, что тяжелые и грузные скульптурные одежды не соответствуют легкос­ти водяной стихии: они, мол, лишают фонтан цельности и органичности. Тем не менее ту же идею автор реализовал в виде фонтана «Дружба народов» на ВДНХ в Моск­ве в 1954 году.

Свой проект для Московского парка Победы — фонтан с бронзовыми цветками и венком — выполнил архитектор Валериан Кирхоглани. Премией на конкурсе эта работа не была отмечена: жюри посчитало, что «архитектура сооружения и его деталей не решена и в бездействующем состоянии интереса не представляет».

Анатолий Прибульский предложил для того же Московского парка Победы стелу с барельефом кавалериста, подставляющего шлем для наполнения водой. Проект отсылал к проектам поилок Воронихина и Тома де Томона, созданным в начале XIX века. Жюри пришло к выводу, что проект более уместен для дороги, а не для парка.

Проект Абрама Тарантула для указанного парка символизировал материнство: в центре композиции планировалась скульптура матери с двумя детьми, еще шесть детей — по краям чаши. Фигура матери и, в частности, тяжелые складки ее одежды, не гармонировавшие с водой, показались жюри неубедительными.

Из других не получивших премии проектов можно упомянуть созданный Александром Василь­евым для Приморского парка Победы. Он изобразил в центре композиции скульптуру девушки с мячом. Жюри пришло к мнению, что заключение этой скульп­турной фигуры в обруч, который спортсменка вращает вокруг себя, придает фонтану «аттракционный» характер.

Ни один из представленных на конкурс проектов реализован не был. Власти посчитали нецелесообразным выделять средства на дорогостоящие декоративные композиции в то время, когда необходимо было сначала залечить раны, нанесенные войной. Только в Московском парке Победы чуть позже, в 1951 году, появился «Венок Славы» Валериана Кирхоглани, и это практически единственный фонтан, воздвигнутый в память о Великой Отечественной войне.

Практически — потому что есть еще мемориальный «сухой» фонтан на улице Пестеля, созданный архитектором Валентином Каменским весной 1945 года как памятник защитникам полуострова Ханко. Поэт Иосиф Бродский ошибочно писал, что «здесь должна быть вода». Нет, не должна быть: по замыслу автора, речь шла о мемориальной чаше, которая должна была оставаться сухой.


#фонтаны #история фонтанов #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (7656) от 03.05.2024 под заголовком «Фонтаны Победы».


Комментарии