После Ленина. О чем сообщали специальные сводки ОГПУ?
Сто лет назад известие о смерти Владимира Ильича Ленина потрясло Петроград. Оно появилось вечером 22 января 1924 года в экстренных выпусках центральных газет — «Правды» и «Известий».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Как сообщалось в специальных сводках ОГПУ, которые хранятся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга, во всех районах на предприятиях возникали стихийные митинги, которые продолжались несколько дней: «рабочие требуют собрания, нет желания работать».
Трудящиеся «Скорохода», «Северной верфи», завода имени Егорова просили «объявить день праздничным в связи со смертью Ленина». «Настроение рабочих очень трогательное. Чувствуется глубокая скорбь», — говорилось о собрании на заводе имени Карла Маркса. Рабочие просили перевезти тело Ленина в Петроград и похоронить его здесь, многие собирали деньги на венок.
То, что это были искренние настроения, показывает и эпизод, произошедший на Невской бумагопрядильной фабрике. Там выступала двенадцатилетняя девочка-пионерка, которая клялась от имени всех детей быть стойкой, как товарищ Ленин, и просила у ВЦИКа разрешения носить его имя. Как отмечалось в сообщении ОГПУ, обстановка на фабрике так накалилась, что у присутствующих случились массовые припадки, и десять человек с митинга были «вынесены на носилках в беспамятном состоянии»…
Впрочем, информаторы отмечали, что высказывания по поводу смерти вождя были самые разные, и в стилистике той эпохи многие из них были обозначены «контрреволюционными». Так, инженер Е. в беседе со «спецами» (речь о специалистах с высшим образованием, работавших на инженерных должностях) заявил, что «очень надеется на перемену, так как Лениным держалось как Правительство, так и партия». А вот рабочие завода имени Скороходова высказывались в том смысле, что «личность не имеет значения, потому что классовая политика останется Ленинской».
Курсанты-отпускники, вернувшиеся из родных деревень, заполняли специальные анкеты о том, что думали крестьяне о смерти Ленина. Самый типичный ответ на этот вопрос звучал следующим образом: «Некоторые просвещенные сожалеют об Ильиче. Более темные относятся безразлично».
Интересно, что и среди некоторых рабочих и служащих было зафиксировано нейтральное или даже равнодушное отношение к смерти вождя. Так, на заводе «Электросила» рабочий К. заявил, что «смерть Ленина не имеет значения» и что «одним меньше стало». Среди служащих связи Октябрьской железной дороги звучали мнения, что «после Ленина найдется еще лучше, со свежей головой», «в СНК не дураки, найдут человека».
Кого‑то волновали возможные склоки в правительстве и перемена курса, кто‑то боялся репрессий и притеснений. Ходил слух, усиленно повторявшийся в кругах интеллигенции, что на заседании Петроградского совета прозвучало предложение «перестрелять всех находящихся в СССР заложников эсеров и эсдеков», так как именно ранение, которое нанесла в 1918 году эсерка Каплан, ускорило болезнь Ленина.
«Спецы» опасались закрытия проектов и целого ряда новых технических начинаний, которые поддерживал Ленин. Было зафиксировано высказывание: «Он один умел прислушиваться к движению русской технической мысли». Торговцы, так называли тогда кооператоров, обсуждали статью Льва Троцкого на смерть Ленина, в которой тот призывал «идти вперед с фонарем ленинизма в руках». Нэпманы надеялись, что именно Троцкий будет проводить новую экономическую политику, «сможет уловить все нэповские переживания и сумеет регулировать их».
В разговорах людей самых разных кругов звучали имена будущих преемников Ленина, и эти сведения тоже попали в секретные донесения. Интеллигенция рассуждала о создании пятерки, в которую «войдут Червяков, Чубарь, Рыков, Сталин и Нариманов, которая будет возглавлять СССР». Торговцы толковали, что «со смертью Ленина все дело попадет к Троцкому, а этот жару задаст».
Явным лидером на пост главы государства большинство называло Алексея Рыкова, который на тот момент был заместителем председателя Совнаркома, а во время болезни Ленина фактически возглавлял работу правительства. Так и произошло: именно он 2 февраля 1924 года стал председателем Совнаркома.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7585) от 19.01.2024 под заголовком «После Ленина».
Комментарии