erid: 2VtzqvVAvA4

Подзорный остров. История поселения лоцманов

Лоцманская профессия существовала на Руси еще со времен торгового пути из варяг в греки. Об этом свидетельствует новгородская грамота 1270 года, копия которой сохранилась в архиве города Любека. В документе есть несколько параграфов о «кормниках», или «водных проводниках», указана их ответственность и определена плата за услугу. Что же касается Петербурга, то в нем лоцманская служба возникла одновременно с основанием города. Наш собеседник - ее исследователь Наталья КАРАЛАШ-МАРУХИНА.

Подзорный остров. История поселения лоцманов | Фотография Карла Буллы. Так выглядело корпоративное поселение Санкт-Петербургского лоцманского общества на Подзорном острове. ФОТО из ЦГАКФФД СПб

Фотография Карла Буллы. Так выглядело корпоративное поселение Санкт-Петербургского лоцманского общества на Подзорном острове. ФОТО из ЦГАКФФД СПб

- Наталья Ивановна, нередко говорят, что первым лоцманом нашего региона был сам Петр Великий...

- Да, в октябре 1703 года он лично привел в Петербург из Олонецкой верфи 28-пушечный фрегат «Штандарт» вместе с восемью более мелкими судами. Чтобы узнать фарватер до пустынного острова Ретусари (Котлин), царь пересел на галиот и вышел в Финский залив, лотом измерил глубины вокруг острова.

По указанию государя людей, знавших «водяной ход», искали среди наиболее опытных и сведущих в навигационной обстановке жителей устья Невы, побережья Финского залива, Новой Ладоги, Лодейного Поля, Шлиссельбурга. В числе первых лоцманов Петербурга были потомки древних новгородцев, финны, ижорцы, пленные шведы.

16 апреля (по старому стилю) 1709 года указом вице-адмирала Корнелиуса Крюйса была объявлена царская воля: создана первая лоцманская команда из 11 человек с женами и детьми. Вот теперь и посчитайте: с этой даты минуло ровно 310 лет.

Лоцманам определили и «царские» льготы: выделили из податного сословия, освободили от рекрутской повинности, рукоприкладства и других наказаний, определили на государеву службу. Они получали в месяц жалованья по 50 копеек и столько же на «провиант». Сверх того им разрешили «взымать» по одному рублю за проводки торговых судов по большому фарватеру, а от городской ратуши получать особую плату за содержание в «исправности» фарватера и знаков реки Невы.

Заканчивался царский указ так: «Тако ж в домы их, лоцманов, никакого постоя всяких чинов людей не чинить и никому у них лодок и рыболовных снастей не отнимать до времени, покамест они Царскому Величеству верно служат».

В деревне Герви-Сари (Херви-Саари), находившейся практически на Стрелке Васильевского острова, где располагался и порт, им отвели казенные дома, земли для сенных покосов и огородов. Кроме того, царь дал им право пользоваться рыбными «тонями» на Большом и Корабельном фарватере и иметь «заколы» около мелей. В 1712 году Адмиралтейская контора переселила лоцманов в Матисову деревню на Рыбном острове, но уже без отвода членам команды земельных участков.

В 1765 году деревня сгорела дотла, и лоцманы были перемещены в бывшие военные казармы на Гутуевском острове. Во время наводнения 1777 года эти казармы пострадали, и команду перевели на Канонерский остров. И снова - незадача: в 1808 году там случился пожар. Новым пристанищем стали казармы Гребного порта. Однако в 1821 году в них вернулись сухопутные войска, и лоцманам выдали квартирные деньги, чтобы они сами искали себе жилье в городе.

- Прямо какое-то наваждение!..

- Практически так. Только в середине XIX века водные проводники наконец обрели свое постоянное пристанище. Им стал Подзорный остров, расположенный в том месте, где река Екатерингофка встречается с Фонтанкой и Большой Невой.

Еще в 1711 году Петр I построил там каменный двухэтажный дворец с башней. Через несколько лет после его смерти дворец превратили в склады-магазины Гребного порта, а в 1803 году разобрали по причине ветхости. Островок пришел в запустение...

С 1853 года лоцманы приступили к обустройству его территории, для чего государство выдало им беспроцентную ссуду три тысячи рублей серебром. Всего за два с половиной года команда за свой счет подняла территорию почти на три метра, укрепила берега двойным рядом свай.

Было возведено 16 деревянных домов и два каменных. Они образовали две улицы, расположенные в виде буквы «Т», - Подзорную и Штурманскую. На южной оконечности Подзорной улицы была выстроена небольшая каменная часовня во имя Константина и Елены. На острове размещались контора петербургских лоцманов, лазарет и брандвахта. Все здесь было устроено с большим знанием и умением.

На своем острове лоцманы проживали до 1947 года. В годы блокады все уцелевшие после бомбежек деревянные постройки разобрали. После войны Подзорную канавку, отделявшую остров от городской территории, засыпали, и маленький островок исчез навсегда. Ныне на этой территории возводят новые корпуса предприятия «Адмиралтейские верфи».

- Если на Подзорном острове от поселения лоцманов не осталось и следа, то в поселке Лебяжье Ломоносовского района о них напоминает очень многое...

- Действительно, там, на южном берегу Финского залива, практически в целостном виде сохранилось удивительное Лоцманское селение. Оно было устроено после Крымской войны: для проводки коммерческих (торговых) судов по особо укрепленной акватории Кронштадтского порта Морское министерство в 1864 году в виде эксперимента учредило лоцманский цех. В первый год на службу пригласили 15 финских капитанов и пять финских лоцманских учеников, потом прибыли еще.

В поселке каждому лоцману предоставляли отдельный дом из пяти комнат: кухни, гостиной, детской, спальни и рабочего кабинета. Для лодок был устроен специальный обшитый тесом канал, его регулярно чистили. На его берегу стояли беседки, в которых можно было отдохнуть и попить чаю...

Был построен двухэтажный дом для двухгодичной мореходной школы. Получив диплом в этой школе, ученики шли на два года в загранплавания, чтобы получить морскую практику и изучить иностранный язык. Сочетание теории и практики давало хорошие результаты, в государственной комиссии все выпускники получали дипломы капитанов и штурманов малого или дальнего плавания.

В том же здании открыли и младшую школу для детей из окружающих деревень.

От всего этого «рая небесного на земле», как его называли в своих воспоминаниях дети лоцманов, сохранилось 53 объекта. Частично уцелела старинная липовая аллея от Лоцманского селения до дачи морского министра Федора Авелана. Он приехал сюда с инспекцией в 1904 году, и ему здесь так понравилось, что он купил рядом землю и выстроил себе дачу.

В 1920-х годах все лоцманы Кронштадтского общества были переселены отсюда в квартиры на Подзорный остров. Сегодня в поселке живут совсем другие люди, земля продается, новые владельцы перестраивают дома, поскольку они не имеют охранных документов и статуса объекта культурного наследия. До сих пор не утверждены даже границы исторического Лоцманского селения. Наибольшую тревогу вызывает состояние дома лоцманского командира и дачи вице-адмирала Авелана. Они находятся в ведении военного ведомства, никак не используются и ветшают.

В здании бывшей мореходной школы, которое в 1993 году было передано приходу церкви Святителя Николая Чудотворца, Санкт-Петербургскому объединению потомков лоцманских династий разрешили разместить музейную экспозицию. Однако о создании на базе селения Морского историко-культурного центра лоцманов России пока остается только мечтать.

Читайте также о том, чем живет «питерская Рублевка» про Лисий Нос.

 

#царская Россия #история #Санкт-Петербург

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (6420) от 12.04.2019 под заголовком «Поселение на Подзорном острове».


Комментарии