Портрет победителя: история одной семейной реликвии
За стеклами книжного шкафа лежит коробочка с медалями моего деда Виталия. Виталия Васильевича Мосова. Надпись на одной из них гласит: «За победу над Японией». На обратной стороне — дата: «3 сентября 1945».
ФОТО из архива автора
В этом году дедушка мог бы отметить свое 100‑летие и 80‑летие Победы СССР над милитаристской Японией. Но «он на небе летает» — так в моем детстве говорила мама и расправляла руки, как крылья. И сейчас я думаю, что там, в Царствии Небесном, существует маленькая удмуртская деревня Сюрзи, где дед родился и куда мечтал вернуться. Но его жизнь состояла из обстоятельств непреодолимой силы.
Детский писатель с взрослой правдой: как Валерий Воскобойников говорил с детьми о войне и историиВ 18 лет мой дед был призван в РККА. Воевал на 2‑м Дальневосточном фронте, сражался с Японией. В архивном документе есть такая запись: «…в боях с японцами проявил мужество и уменье в работе. 18.08.1945 в районе Айгунь успешно произвел вычисления координат точек противника под артогнем, тем самым I дивизион получил своевременно координаты целей».
Под артогнем!.. Пытаюсь представить себя под артогнем. И чтобы еще вычислять при этом координаты противника. Но дед одолел врага, вернулся, и фотограф сделал его портрет, портрет победителя, с которого он ясно смотрит на меня сквозь эти восемьдесят лет, а на груди у него медали «За отвагу» и «За победу над Японией».
В Интернете есть сообщество под названием «Тортым нуждается в тебе». Тортым — это соседняя удмуртская деревня, рядом с Сюрзи. Местные жители вспоминают дедушку и гордятся им. Хорошо, что существует память места, что родина помнит своих.
В частности, «Тортым…» пишет о своем земляке: «…всю свою дальнейшую жизнь Виталий посвятил военной службе. До последнего своего часа преданно и самоотверженно служил Родине. Умер в звании подполковника. Дата выбытия: 6.12.1984». Я знаю, что на его похоронах военные плакали. И военный салют был в его честь.
В коробочке с медалями лежит и пожелтевший лист с подписью и печатью: «Дорогой товарищ ефрейтор Мосов Виталий Васильевич! Верховный Главнокомандующий Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин в своем приказе от 23 августа 1945 года за № 372 Вам за отличные боевые действия в войне против империалистической Японии объявил благодарность. Поздравляю Вас с высокой похвалой и желаю дальнейших успехов в борьбе за укрепление могущества и процветание нашей Советской Родины».
Сохранились и дедушкины школьные табели с оценками: по удмуртскому языку пятерка и по русскому. Окончил и школу, и институт на «отлично». Любил футбол. Уцелел и членский билет болельщика всесоюзного общества «Динамо». И книжка у него была записная, фиолетовая, куда он каллиграфическим почерком переписывал слова песен: его любимые были «Шумел-гремел пожар московский», «Когда меня московский поезд уносит в дальние края…» и, конечно, «На сопках Маньчжурии».
И еще. Не так давно я нашла в семейной библиотеке трехтомник Пушкина с дарственной надписью «Катеньке в честь Женского дня 8‑го Марта дарю этот трехтомник. Виталий 8. III. 1959 г.». Это мой дедушка дарил бабушке. Да, в те стародавние времена мужчины дарили девушкам книги!..
Кстати, в нашей семье часто вспоминают, что дедушка любил торжественно повторять фразу:
— Пушкин — солнце русской поэзии!
— Ты с такой гордостью это произносишь, как будто не русской, а удмуртской, — смеялась бабушка.
И дедушка уточнял:
— Вообще я русский, но в частности — я удмурт.
Одно жаль: мы с ним не встретились… Но порой, смотря на себя в зеркало, я вижу его глаза. Улыбаюсь, рада встрече. Надеюсь, что и свою отвагу он тоже передал мне по наследству.
Читайте также:
Школьный стиль: как менялась форма для учащихся в разные годы
Память «на размен». Итоги второй мировой войны оказались заложниками политической конъюнктуры
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7987) от 08.09.2025 под заголовком «Медали моего деда».




Комментарии