Портрет на картонке. Как фотография стала талисманом солдата
Нас, пятерых солдат, готовили идти в разведку. Командир роты, инструктируя, дал несколько советов. «Запомните, – предупредил он напоследок, – ничего не должно быть в ваших карманах». И вдруг подошел ко мне: «Ты почему покраснел?» Я ответил, что у меня в кармане маленькая картонка с фотографией, и достал ее. «Сестренка?» – поинтересовался капитан. Мои щеки еще больше запылали. «Что ж, будем считать, что это талисман», – сказал, внимательно посмотрев на меня, командир.
ФОТО pixabay
Дело было в Прибалтике. Мы отправились в тыл противника. Вернулись без потерь, добыв необходимые командованию сведения, да еще прихватив неподалеку от переднего края фашистского офицера. И потом каждый раз старшие товарищи, а мне только исполнилось восемнадцать, перед каждым выходом на задание спрашивали: «Талисман свой не забыл?..»
...До войны несколько ребят из нашего класса, как и я, занимались в детской театральной студии Дома культуры промкооперации (позже он стал Дворцом культуры имени Ленсовета). В один из сентябрьских вечеров 1939 года в студию пришла новенькая. По просьбе руководителя Евгении Александровны Патон она прочитала басню и отрывок из рассказа. Всем студийцам она понравилась, а многие мальчишки просто влюбились.
Накануне войны нас сфотографировали. Вот из этого группового снимка уже в блокаду я вырезал головку девочки, которую звали Ниночка, и наклеил на картонку. Всю войну эта карточка была со мной.
Встретились мы с Ниночкой только после Победы. Рассказал ей о талисмане и о том, где он со мной побывал. Ниночка улыбнулась: «Вот здорово, выходит, и я на фронте была. Не зря, слушая сводки с фронта по радио, будто видела своего старшего брата Костю и всех вас, мальчишек из студии, на местах боев».
Окончил я военное училище, и мы поженились. Родили сына. В 1946 году посадили несколько деревьев в Приморском парке Победы. Счастливо сложилась наша жизнь: служили на Дальнем Востоке, Южном Сахалине, Урале. Во всех уголках страны непременно дружили с ленинградцами-блокадниками, в разное время уехавшими из города после окончания вузов и техникумов. Особенно много наших земляков в те годы оказалось в Южно-Сахалинске. Постоянно встречались, с особой теплотой отмечали в январе дни прорыва и освобождения города от блокады.
А в каждую годовщину нашей свадьбы мы ставили на праздничный стол наклеенную на картонку фотографию двенадцатилетней девочки, которую я пронес через блокаду и бои на Ленинградском фронте.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (6887) от 23.03.2021 под заголовком «Талисман».
Комментарии