Поощрен и арестован

Сто лет назад, в июне 1915 года, на форту «Алексеевский» («Красная горка») испытывалась первая русская береговая башенная установка. Испытания прошли успешно: все механизмы действовали без замечаний, щиты-мишени были разбиты. Офицеры наперебой поздравляли 42-летнего технического директора (главного инженера) Петроградского Металлического завода Александра Григорьевича Дукельского. Именно он руководил проектированием и изготовлением береговых башенных установок с двумя орудиями 305-мм для фортов «Алексеевский» и «Николаевский» («Ино»).

Поощрен и арестован | ФОТО предоставлено музеем ЛМЗ

ФОТО предоставлено музеем ЛМЗ

Парадоксально, но имя инженера Дукельского, создавшего для российского флота и береговой обороны уникальные артиллерийские системы, до сих пор известно лишь узкому кругу специалистов. Сам Дукельский и все написанное им было засекречено, а секретный документ проще сжечь, чем рассекретить. Лишь на одном из предприятий, где в последние годы жизни Дукельский работал консультантом, сохранилось его личное дело. Оно содержит краткую автобиографию, написанную самим Александром Григорьевичем, несколько справок да некролог. Они-то и помогли хоть немного восполнить лакуны в биографии этого удивительного человека.

Он родился 26 декабря 1872 года в селе Родионовка Полтавской губернии в еврейской семье. Окончив в 1891 году реальное училище в Кременчуге, поступил в Харьковский технологический институт. Получив в 1896 году диплом инженера, переехал в Петербург, где нашел себе применение в артиллерийском конструкторском бюро Металлического завода, которым в то время руководил опытный инженер Н. С. Лесенко. Здесь Дукельский участвовал в разработке рабочих чертежей различных артиллерийских систем, постепенно проявляя недюжинный талант инженера. И когда в 1904 году Лесенко стал директором Металлического завода, именно Дукельский занял его прежнюю должность.

Орудия в те годы в России изготавливал Обуховский завод, а за все остальное шла серьезная конкурентная борьба. Заказы на проектирование и изготовление башенных установок для российских кораблей Металлический завод получал, выигрывая конкурсы проектов, в которых принимали участие не только отечественные заводы, но и ведущие европейские фирмы. Уже в конце XIX века Металлический завод стал одним из основных поставщиков артиллерийских систем для армии и флота...

Среди важнейших работ Дукельского было проектирование и изготовление трехорудийных башенных установок для линкоров типа «Севастополь». За их создание он получил орден Св. Владимира IV степени. Именно благодаря башенной артиллерии главного калибра спущенные на воду в 1911 году русские линкоры на долгие годы стали основной силой отечественного флота.

В 1914 году Александр Григорьевич занял должность технического директора Металлического завода. Теперь он руководил не только проектированием, но и изготовлением артиллерийских систем. Башню для линейного крейсера «Измаил» удалось собрать на заводе лишь к концу зимы 1917 года – сказались тяжелейшие условия последних лет войны. Но вслед за корпусами линейных крейсеров, проданных в Германию на металлолом в 1922 году, башню разобрали в конце 1920-х.

Особое место в биографии Дукельского занимает железнодорожная артиллерия, ее создание – заслуга именно Александра Григорьевича. Она появилась, поскольку из-за слишком большого веса орудий крупного калибра их передвижение было возможно только по железной дороге. Орудия устанавливались на специальных особо мощных платформах – транспортерах. Использование таких пушек в береговой обороне позволяло эффективно противостоять атакующим силам флота. В 1917 году Металлический завод изготовил два первых железнодорожных транспортера с 254-мм орудиями.

В годы Гражданской войны Дукельский работал в Севастополе, затем, не желая сотрудничать с белыми, – в Одессе. Вернувшись в Петроград в 1923 году, активно включился в возрождение некогда мощного артиллерийского производства. А ситуация была крайне тяжелой, особенно в береговой артиллерии, и Дукельский предложил разрешить ее установкой 356-мм орудий на железнодорожные транспортеры. В 1929 году это предложение одобрили, но самого конструктора сначала... арестовали.

В своей последней анкете он коротко сообщал: «...в административном порядке был арестован ОГПУ ПВО в 1930 г., освобожден без предъявления обвинения в 1932 г.». Для Дукельского и его коллег на Ленинградском Металлическом заводе создали «шарашку» – Отдельное конструкторское технологическое бюро. За два года инженеры и рабочие завода под руководством Дукельского и под надзором ОГПУ создали уникальную артиллерийскую установку – 356-мм транспортер ТМ-1-14. Всего таких установок построили шесть: три отправили на Дальний Восток, а три оставили в береговой обороне Балтики. За это Дукельского наградили орденом Ленина. Затем были разработаны проекты транспортеров ТМ-2-12, ТМ-3-12 и ряда других установок.

Артиллерийские установки, созданные Дукельским, защищали Ленинград в годы блокады. Самого же конструктора вместе с бюро в начале войны эвакуировали в Казань. Вернувшись в Ленинград, Дукельский (а ему было уже 72 года) читал лекции в Военно-морской академии и Военно-механическом институте. После войны ему была присвоена ученая степень доктора технических наук, а также звание профессора по кафедре в Артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского. В начале 1946 года Александр Григорьевич удостоился Сталинской премии «за разработку конструкций новых образцов морского артвооружения», а в 1947-м, за год до смерти, – ордена Трудового Красного Знамени.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (5487) от 26.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...