Пончики на Скобелевском
Смотрю на фото проспекта Энгельса конца 1950-х годов, помещенное в статье Геннадия Турецкого «Уютный мир Удельной» в разделе «Наследие» от 10 июля, и вспоминаю то время. Ведь я тоже выросла в Удельной и хорошо помню практически все до мельчайших подробностей.
ФОТО xtock/shutterstock.com
В маленьком одноэтажном каменном домике на углу Елецкой улицы и проспекта Энгельса в ту пору находился единственный во всей Удельной промтоварный магазин. Поскольку «ездить в город» с Удельной за покупками, да еще и с детьми, тогда было проблематично, этот магазин в 1950-е годы все очень любили. Да и «дефицит» в нем можно было поймать, если часто заходить. В 2011 году магазин снесли, теперь на его месте красуется супермаркет.
За ним – жилое здание постройки начала 1950-х годов, выходящее на Елецкую улицу, проспекты Энгельса и Скобелевский. На первом этаже находился гастроном. Мы любили в нем колбасный отдел, где иногда удавалось купить говяжьи сардельки и «рублевый» творог (стоил один рубль за килограмм) из деревянных бочек.
А в следующем доме по проспекту Энгельса, на углу Скобелевского, была большая булочная, кондитерский отдел, и у выхода продавались горячие пончики – пышные, румяные, обсыпанные сахарной пудрой. Они соблазняли и дразнили ароматом на всю булочную. Стоили они по 5 копеек за штуку, чашка кофе к ним – 7 копеек. Я ходила туда за хлебом и всегда прихватывала домой эти «вкусняшки»...
В те времена проспект Энгельса был главной магистралью, связывавшей Удельную с центром города. По проспекту ходили трамвай № 20 и автобус № 12. Долгое время трамвайный путь от Светлановской площади был одноколейным – он заканчивался у Спасо-Парголовской церкви в 1-м Парголове. По рабочим дням утром и вечером «двадцатка» была набита до отказа рабочими с ближайших заводов.
Чтобы поехать в любой другой район города, надо было сначала добраться до кольца на Светлановской площади, чтобы пересесть на трамваи маршрутов № 18, 21 и 26. А когда в 1950-х годах началось строительство жилых домов вдоль проспекта Энгельса и около Светлановской площади, трамвайное кольцо перенесли на Поклонную гору (теперь практически на этом месте – пространство у станции метро «Озерки»). До него проложили рельсы для двухстороннего движения, но дальше, до Спасо-Парголовской церкви, «двадцатка» еще до конца 1950-х продолжала свой одноколейный пробег. Трамвайные маршруты № 21 и 26 продлили до Поклонной горы.
Что же касается автобуса № 12, то он ходил по проспекту Энгельса из Юкков до Финляндского вокзала и считался пригородным. В нем оплачивали проезд по тарифным зонам: за каждые три остановки – 5 копеек. Потом в городской черте (она начиналась с Поклонной горы) тариф сделали единым по всему маршруту, 5 копеек. Этот автобус, конечно, был всегда переполнен жителями Парголова, Юкков и окрестных мест.
После того как в начале 1950-х годов пустили электрички по Выборгскому направлению через станцию Удельная, некоторые жители стали пользоваться железной дорогой для поездок в центр города, особенно когда еще открылась и станция метро «Площадь Ленина» в 1958 году. А летом мы, конечно, ездили купаться в Репино. Тридцать минут от Удельной – и ты на заливе...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5581) от 06.11.2015.
Комментарии