Полеты «майского жука»

В 1910 году в журнале «Огонек» появилась заметка о том, как в Гапсале (так в ту пору называли курортный городок Хаапсалу в Эстонии) ученик петербургской гимназии Карла Мая 15-летний Григорий Векшин с помощью своих товарищей ухитрился собственными силами построить планер, на котором совершил несколько удачных полетов... На фотографии была видна немного неуклюжая фигурка юноши-гимназиста в длиннополой шинели, выполняющего отважный полет...

Полеты «майского жука» | Векшин Григорий Алексеевич, юнкер Владимирского военного училища, 1913 г.

Векшин Григорий Алексеевич, юнкер Владимирского военного училища, 1913 г.

Эпизод попал и на страницы газеты «Ревельские известия»: «Из-за отсутствия мотора для перемещения летательного аппарата используется лошадь, идущая впереди длинного каната, к которому прикреплен аэроплан. Когда летательный аппарат начинает подниматься в воздух, воздухоплаватель прыгает на свое место и поднимается в воздух, до тех пор, пока его товарищи на земле, управляя самолетом при помощи каната, перемещают его далее».

Гапсальский эпизод вошел в историю авиации: в изданной пять лет назад в Таллине книге Тойво Китвеля, Тоомаса Тюрка и Арво Веркамера «Северные орлы. Эстонские летчики и летчики-наблюдатели с царского времени до 1940 года» говорится, что Григорий Векшин стал первым планеристом в мире, который поднялся в воздух с пассажиром... В следующем году он установил рекорд, продержавшись на планере в воздухе 4 минуты 36 секунд.

Григорий Векшин был родом из Гунгербурга (ныне Усть-Нарва в Эстонии). Его отец потомственный почетный гражданин Алексей Львович Векшин был успешным петербургским предпринимателем и благотворителем, состоял членом попечительского совета приюта принца Петра Ольденбургского. Мать Васса Павловна (урожденная Шешукова) была дочерью известного сибирского золотопромышленника. Семья Векшиных жила в собственном доме на Забалканском (ныне Московском) проспекте, а лето проводила в любимой Гапсале, где отец приобрел большой участок.

Безусловно, успешные эксперименты Григория Векшина были хорошо известны в школе Карла Мая. Одноклассники тоже интересовались авиацией, и 24 января 1912 года при активной поддержке директора школы А. Л. Липовского в стенах учебного заведения появился кружок любителей летного дела. С большой долей вероятности можно утверждать, что это был первый в России школьный авиационный кружок...

Сразу после окончания школы Григорий Векшин поступил на математический факультет Петербургского университета, однако после первого курса подал прошение о переходе во Владимирское военное училище. В личном деле юнкера Векшина, с которым мне довелось ознакомиться в архиве, значилось: «Красивый, умный, более развитый и отлично воспитанный, чем большинство из его товарищей, он в то же время чужд всякого рабства воли и духа. В нем отсутствует именно то, что поражает в некоторых лучших юнкерах курса, а именно: слепое повиновение начальству и неподдельная преданность делу службы... Он дисциплинирован, но признает дисциплину лишь по необходимости, как нечто неизбежное, абсолютно чуждое свойствам его характера. В нем есть известная удаль, лихость... Векшин может быть отличным или плохим офицером – все зависит от руководства им».

Впереди была Первая мировая война... 12 июля 1914 года, за месяц до ее начала, Григорий Векшин стал подпоручиком лейб-гвардии Гренадерского полка. С первых дней войны он оказался в самом пекле кровопролитной Галицийской битвы, отличился и был награжден орденом св. Анны IV степени за храбрость. Затем – ожесточенные бои в австрийской Галиции. Летом 1915 года Григорий Векшин был смертельно ранен. Его тело было доставлено с фронта в Петроград и захоронено в семейной ограде Векшиных на Волковском православном кладбище. Место погребения сохранилось – мне удалось найти его после длительных поисков...

По-разному сложилась дальнейшая судьба членов семьи Векшиных. Отец умер в 1921 году в ссылке в Барнауле. У Григория были два брата – Николай и Владимир, они также учились в школе Карла Мая.

Николай окончил механическое отделение Технологического института, после революции эмигрировал в Эстонию, увлекся парусным спортом и даже успешно представлял страну на IX летних Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме. В 1947 году он успел получить звание мастера спорта СССР, но спустя два года был арестован по ложному доносу и погиб в лагерях.

Владимир Векшин получил высшее образование на юридическом факультете Петербургского университета, в 1916 году окончил Николаевское кавалерийское училище, служил во 2-м лейб-драгунском Псковском полку, после революции эмигрировал из России сначала в Эстонию, потом в США, прожил долгую жизнь и окончил свой жизненный путь в 1958 году в городе Спрингфилде.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (5700) от 13.05.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо
13 Июня 2019

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо

Надписи на сиденье табуретки помогли раскрыть ход истории.

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.