Похождения камер-юнкерской шляпы. История пушкинской реликвии

В декабре 1833 года Пушкин записал в своем дневнике: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)».

Похождения камер-юнкерской шляпы. История пушкинской реликвии | Увы, ныне местонахождение камер-юнкерской шляпы А. С. Пушкина неизвестно. Мы располагаем лишь гравюрой 1894 года, где изображен этот аксессуар. Фото: из коллекции автора.

Увы, ныне местонахождение камер-юнкерской шляпы А. С. Пушкина неизвестно. Мы располагаем лишь гравюрой 1894 года, где изображен этот аксессуар. Фото: из коллекции автора.

Об этой строчке великого поэта я вспомнил, когда встретил в записках собирателя редкостей барона Николая Васильевича фон Дризена, опубликованных на страницах журнала «Исторический вестник», любопытный рассказ об одной пушкинской реликвии.

В 1890-х годах фон Дризен часто бывал у своего дяди Николая Пономарева, жившего в селе Прошкове Боровичского уезда Новгородской губернии. Среди диковин дядиного кабинета барон однажды наткнулся на предмет, сразу привлекший его внимание: это была камер-юнкерская шляпа. Более того, на ярлычке значилось, что некогда она принадлежала Пушкину.

По словам фон Дризена, шляпа, схожая по своей форме с треуголкой, была в неплохой сохранности. Барон вспомнил, что почти полвека назад об этой реликвии сообщалось в литературном сборнике «Раут».

Автор публикации Николай Сушков рассказывал, что, зайдя однажды в кабинет своего тезки бывшего уездного предводителя дворянства Московской губернии заядлого нумизмата Николая Головина, увидел у него в руках шляпу с плюмажем, которую тот рассматривал с гордостью антиквара. Сушков поинтересовался, уж не в камер-юнкеры ли готовится отставной конногвардеец. «Нет, - отвечал тот, - я радуюсь и печалюсь, глядя на эту шляпу: она мне дороже всех моих древних медалей и монет».

Узнав, что шляпа принадлежала Пушкину, Сушков испытал понятное волнение. На вопрос, откуда у Головина эта реликвия, тот протянул гостю письмо, из которого следовало, что головной убор поэта, «для сохранения в роде вашем», ему подарил Наркиз Тарасенко-Отрешков - один из опекунов над малолетними детьми и имуществом Пушкина.

Головин добавил, что эту шляпу он видел на гробе Александра Сергеевича 1 февраля 1837 года, когда едва ли не весь Петербург, пораженный трагической новостью, пришел отдать поэту последний долг. На третий день после отпевания головной убор принес Отрешкову дядька покойного Никита Козлов, который не покидал своего питомца от колыбели до могилы. (Именно Козлову было поручено отвезти тело поэта в Святогорский монастырь.) По словам Отрешкова, Пушкин носил шляпу вместе с камер-юнкерским мундиром до самых последних дней...

Как реликвия поэта попала к Николаю Пономареву - точно неизвестно. Очевидно, он выкупил ее у вдовы Головина. 

Материал был опубликован в газете под № 097 (6206) от 1.06.2018 под заголовком «Похождения камер-юнкерской шляпы».

#наследие #Пушкин #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6206) от 01.06.2018.


Комментарии