Погоревший Кронштадт

«Огненный дождь сыпался на весь город в виде громадных искр, долетавших до противоположной оконечности города у Петербургских ворот. Под влиянием жестоких порывов, по временам доходивших до степени шторма, громадные головни отрывались от объятых пожаром домов и летели на соседние здания. Пожар распространялся с изумительной быстротой». Так газета «Кронштадтский вестник» описывала один из самых страшных пожаров, случившийся на острове Котлин 20 октября 1874 года.

Погоревший Кронштадт | Пострадавший от огня Кронштадт в конце октября 1874 года напоминал «Москву, спаленную пожаром». Рисунок из журнала «Нива». Из коллекции автора

Пострадавший от огня Кронштадт в конце октября 1874 года напоминал «Москву, спаленную пожаром». Рисунок из журнала «Нива». Из коллекции автора

Хотя в Кронштадте к предупреждению пожаров относились очень серьезно, они все равно случались и нередко. Ничего удивительного. Город - деревянный, корабли в гавани - деревянные, лесная биржа... Поэтому еду варить на пришедших судах не разрешалось - только на берегу, огонь разводить только с разрешения «огневого» - специального контролера.

Но беда приходила не из гавани, а из самого города. Так, в 1826 году пожар, начавшийся в частных домах, уничтожил кроме «зачинщиков» Гостиный двор и таможню. Богаты на пожары были 1848 - 1849 годы - аж восемь!

В мае 1862 года в Кронштадте запретили курение на улицах, но затишье продолжалось до 12 августа 1868 года. В тот день в семь утра у рынка на Козьем болоте загорелась прачечная, потом вспыхнул частный дом. В тот день сгорело полтора десятка жилых домов, много служебных построек и 117 лавочек рынка.

После этого полковник Н. Эйлер, командовавший местной пожарной командой, составил «Проект обеспечения города Кронштадта от распространения больших пожаров и для снабжения жителей водой», сводившийся в основном к предупреждению возможных возгораний. Но особых успехов это не принесло - очередной пожар случился в 1870-м...

В январе 1872-го из-за нечаянно пролитого керосина вспыхнул пожар в деревянном здании театра на Осокиной площади (ныне Кировский сквер). В результате город остался без театра, а артисты - без костюмов и жалования.

Однако особенно богатым на огневые бедствия оказался 1874 год. В июне случился пожар в Адмиралтействе. Огонь не перекинулся на стоявшие неподалеку другие строения только благодаря энергичной работе пожарных... В ночь с 10 на 11 сентября произошел пожар на Нарвской (ныне - Мартынова) улице - горел завод Бритнева, но и с ним удалось справиться быстро. 4 октября на Владимирской улице полностью сгорело семь домов. Остальные хоть и пострадали, но подлежали восстановлению.

И вот - 20 октября. Вечером в доме купца Гаврилова на углу Александровской (ныне - Зосимова) и Купеческой (ныне - Гражданская) улиц вспыхнула занавеска. Вскоре огонь «пробил» стену во двор, и, пока пожарные, прибывшие уже через одиннадцать минут после тревоги, ломали ворота, горел уже весь квартал, огонь добрался до Гостиного двора.

«Усилия пожарных и всех морских и сухопутных команд были не в состоянии удерживать огонь», - сообщалось в «Кронштадтском вестнике».

Главные силы, состоявшие из четырех пожарных баркасов, работавших на Обводном канале, парового локомобиля и всех пожарных партий морских команд, были «употреблены» для борьбы с огнем у Гостиного двора и первого служительского флигеля, в котором помещался 2-й флотский экипаж. Лишь к пяти часам дня распространение огня удалось остановить.

«Почерневшие остовы каменных домов, груды обгорелых кирпичей и разного мусора, обломки кровельного железа и отдельно стоящие печные трубы - единственные остатки деревянных жилищ, - все это производит самое тяжелое впечатление. А тут еще истомленные унылые лица погорельцев, отыскивающих среди хлама, разбросанного по улицам, кое-какое имущество, которое во время пожара удалось выбросить из квартир, или же просто слоняющихся около своих пепелищ за неимением крова», - писал «Кронштадтский вестник».

Пожар уничтожил 101 деревянный и 18 каменных домов, одну деревянную церковь, две часовни, Гостиный двор и в нем 50 торговых лавок, еще 78 лавок - у стены казармы. Погибли два человека. Вскоре после этого бедствия в Кронштадте была создана комиссия, которая занималась сбором пожертвований пострадавшим и, кроме того, озаботилась строительством жилья «особо нуждающимся».

Столичный биржевой комитет открыл подписку «вследствие получения заявления от биржевого купечества о желании оказать пожертвованиями посильную помощь жителям Кронштадта». Сумма пожертвований составила 7100 рублей. Кроме того, биржевые корабельные маклеры собирали деньги в пользу «трех небогатых лиц купеческого сословия, не застраховавших своего имущества».

Восстановление уничтоженного пожаром началось в следующем году. Причем дома строили в основном каменные. Большую помощь оказало городское Кредитное общество, снизившее процент на займы.

Тогда же стало очевидно, что требуется кардинальная реорганизация пожарной команды. Ее состав увеличили, приобрели новое оборудование. В конце XIX века в Кронштадте были уже две городские пожарные команды и, кроме этого, свои силы были и у Морского ведомства. Однако полностью исключить пожары не удалось.

Они случались и в советское время. В 1919 году сгорело здание итальянского цирка М. Труцци, где в свое время гастролировал знаменитый артист Анатолий Дуров, всегда выступавший с животными. Цирк работал до революционных потрясений, во время которых стал местом многочисленных митингов. Видимо, не выдержал он громких речей и призывов...

#Кронштадт #пожары #спасение

Комментарии