Погибшим в Гайтоловском котле: судьба народного монумента

В Кировском районе Ленинградской области на бывших рубежах Волховского фронта есть так называемая народная мемориальная зона. И этот памятник близ бывшей деревни Тортолово, установленный здесь в 1982 году ветеранами 73‑й морской стрелковой бригады, выделяется среди других. Он уже давно получил имя, его называют «Скорбящим матросом».

Погибшим в Гайтоловском котле: судьба народного монумента | Так в начале 1980‑х годов возводили памятник «Скорбящий матрос»./ФОТО из архива студенческого поискового отряда «Ингрия»

Так в начале 1980‑х годов возводили памятник «Скорбящий матрос»./ФОТО из архива студенческого поискового отряда «Ингрия»

Монумент увековечил память воинов, сражавшихся здесь в 1942 году. Бригада, сформированная в Сибири из моряков Тихоокеанского флота и призывников, была брошена в самое пекло Синявинской операции для прорыва блокады Ленинграда и спасения 2‑й Ударной армии, оказавшейся в окружении в Гайтолове.

Морским пехотинцам пришлось штурмовать Тортолово — мощный узел немецкой обороны. Бойцы называли его «окаянным» и «проклятым» местом. Задачу они выполнили ценой невероятных потерь, из‑за которых к сентябрю 1943 года бригаду пришлось расформировать: почти весь ее личный состав погиб на Волховском фронте.

Те, кому удалось сохранить жизнь, до последних своих дней приезжали на места боев, они и выступили инициаторами создания памятника: обратились к своему боевому товарищу контр-адмиралу Владимиру Николаевичу Башкину, который воевал здесь старшиной и трижды был «похоронен» по ошибке.

Будучи заместителем командира Ленинградской военно-морской базы, он стал организатором работ. Непосредственным исполнителем, занимавшимся доставкой и установкой памятника, стал мичман Сергей Николаевич Бородкин, служивший начальником автоколонны при базе. Чтобы привезти 7‑тонный постамент, скульптуру матроса и плиты, его колонне из более чем десяти машин, включая 16‑тонный кран, с огромным трудом пришлось пробиваться через синявинские болота, вырубая просеки и настилая дороги.

Когда рыли котлован под постамент, нашли останки бойца в бушлате — матроса, которого с почестями перезахоронили рядом, установив плиту с надписью: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Возводили памятник солдаты-срочники Ленинградской военно-морской базы, командовал ими председатель Совета ветеранов бригады капитан 1‑го ранга Николай Петрович Шерстнев. Непосредственное участие принял и ветеран бригады капитан 1‑го ранга Прокофий Иванович Залевский, по чьему заказу были изготовлены и установлены памятный стальной кубок и десятки мраморных плит с именами погибших.

Памятник стал местом ежегодных традиционных встреч ветеранов Волховского фронта, приезжавших со всей страны. Но после ухода последних из них он стал ветшать и страдать от вандалов. К счастью, забвения не случилось: эстафету памяти подхватили поисковые отряды.

Мемориал «Скорбящий матрос» теперь хранят и приводят в порядок поисковики, в частности, из студенческого поискового отряда «Ингрия» Санкт-Петербургского госуниверситета. Под руководством доцента СПбГУ Евгения Васильевича Ильина он уже четверть века ведет поисковую деятельность в Кировском районе Ленинградской области. За это время усилиями «Ингрии» были подняты останки более 3500 незахороненных во время войны бойцов и командиров Красной армии.

Кроме того, в ходе ежегодной экспедиции «Звезда» участники отряда занимаются уходом за памятниками и обелисками, расположенными в народной мемориальной зоне на рубежах Волховского фронта.

Сейчас рядом с памятником «Скорбящий матрос» — флагшток с флагом ВМФ СССР, установленный бойцами отряда Антоном Полтавским и Евгением Саганчи. Метрах в ста севернее — красная пирамидка на захоронении 26 бойцов и командиров. Это следы работы казахстанского отряда «Мемориальная зона» Майдана Кусаинова. Рядом — еще один памятный знак, поставленный бригаде, — звезда с надписью «73‑я омсб. 1942 г.», тоже воздвигнутая коллегами из Казахстана.

Вот уже несколько лет благодаря работе «Ингрии» в паспорт воинского захоронения вносят имена бойцов 73‑й бригады, погибших в Гайтоловском котле. Уже известно 1750 таких имен.

Читайте также: 

Школьный стиль: как менялась форма для учащихся в разные годы

Память «на размен». Итоги второй мировой войны оказались заложниками политической конъюнктуры


#монумент #память #матрос

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7987) от 08.09.2025 под заголовком «Погибшим в Гайтоловском котле».


Комментарии