2Vtzqv4Hz9U

Подарок коменданта. Как солнцезащитные очки стали экспонатом музея

Почему эти самые обычные солнцезащитные очки стали экспонатом Государственного музея политической истории России? Примечательны они тем, что были подарены Валерию Чкалову военным комендантом аэродрома в Ванкувере после завершения первого в истории беспосадочного перелета из СССР в США.

Подарок коменданта. Как солнцезащитные очки стали экспонатом музея | Солнцезащитные очки из Ванкувера долгие годы хранила Ольга Чкалова, супруга летчика, а в 1975 году передала их в музей./Фото предоставлено Государственным музеем политической истории России

Солнцезащитные очки из Ванкувера долгие годы хранила Ольга Чкалова, супруга летчика, а в 1975 году передала их в музей./Фото предоставлено Государственным музеем политической истории России

«Слава советским богатырям Чкалову, Байдукову и Белякову!» — ликовала вся страна летом 1937 года. Экипаж самолета Ант-25, за трое суток преодолев без посадки девять тысяч километров, приземлился в штате Вашингтон.

Когда военный комендант аэродрома генерал Маршалл пригласил летчиков к себе домой, выяснилось, что у советского экипажа, кроме полярных костюмов, не было никакой другой одежды, а предложенные генералом костюмы оказались не по размеру. «Генеральские брюки доходили мне до шеи», − вспоминал Чкалов.

Пока гости отдыхали, хозяин позаботился об их гардеробе: «Десятки костюмов на выбор, белье, обувь, шляпы и тому подобные мелочи заполнили комнату». Среди подаренных Чкалову вещей оказались и солнцезащитные очки…

Все газеты мира рассказывали о подробностях этого полета, совершенного через Северный полюс. Сообщалось, что температура в кабине опускалась ниже нуля, самолету постоянно угрожала опасность обледенения лопастей и корпуса. Поэтому, пока один пилот находился за штурвалом, другой разбрызгивал на них вручную специальную жидкость. Иногда со льдом приходилось бороться финским ножом.

Кроме того, во время полета видимость очень часто была плохой, а зачастую и вовсе отсутствовала. В таких условиях пригодился навык «слепого» пилотирования, мастером которого был второй пилот — Георгий Байдуков.

Кабина самолета не была абсолютно герметичной, поэтому на высоте более трех тысяч метров летчики столкнулись с кислородным голоданием. Чкалов отдал весь кислород ведущему машину вслепую Байдукову. Сам же вместе с Беляковым лег на пол кабины: им надо было продержаться, справиться с гипоксией.

«Недостаток кислорода сказывается с возрастающей силой, — вспоминал впоследствии Александр Беляков. — Байдуков знаками требует карту, просит показать местонахождение самолета. Я ползу на четвереньках к первому сиденью, но силы мне изменяют… Головная боль, соображаю с трудом. Ложусь беспомощно на масляный бак».

Как отмечалось в мировой прессе, хотя советским летчикам и не удалось побить существовавший рекорд беспосадочного перелета, самым главным было то, что они впервые в истории создали «мост» через Северный полюс, соединивший Советский Союз и США.

«В некоторых кругах ныне стало модным принижать усилия России по строительству и конструированию самолетов, — сообщалось в журнале Flight International. — Перелет из Москвы в Орегон показал, что в этой стране есть пилоты и штурманы, способные вести самолет в трудных условиях, как и то, что она в состоянии производить двигатели, способные работать долгое время».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#экспонаты #музей #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7274) от 12.10.2022 под заголовком «Подарок коменданта».


Комментарии