Главная городская газета

Под крылом Мефистофеля

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Под крылом Мефистофеля  |

Этот дом, о котором раньше знали, пожалуй, только любители петербургского модерна, стал широко известен широкой публике год тому назад. Причиной тому - история с варварски сбитым с фасада горельефом, изображавшим некое антропоморфное фольклорное существо с перепончатыми крыльями. В литературе его называли то Мефистофелем, то демоном, а то и более широко - фантастическим злым духом...

Между тем история застройки этого участка обычна для Петербургской стороны. В начале 1880-х годов здесь для мещанки Александры Соколовой по проекту архитектора Константина Андрущенко был выстроен двухэтажный деревянный особняк и службы. Участок переходил от владельца к владельцу и в 1910 году оказался в собственности архитектора Александра Лишневского, который снес деревянные строения и возвел ныне существующий шестиэтажный доходный дом.

Горельеф, вокруг которого недавно кипели страсти, проектом не предусматривался: он был осуществлен в ходе строительства. Саркастическая ухмылка «демона» (он как будто наблюдает, выжидая) роднила эту скульптуру со смотрящими вдаль горгульями средневековых храмов.

Документальных объяснений причин появления этой выразительной фигуры нет. Могу предположить, что мифическое существо, сцепленные пальцы которого напоминают картину «Демон сидящий», создано в память Михаила Врубеля, умершего в апреле 1910 года, когда шла работа над проектом дома.

Почти готовое здание архитектор-домовладелец продал, но строительные работы довел до завершения, и к началу осени 1911 года документы зафиксировали, что «дом готов и населяется жильцами». Новая хозяйка дома Александра Чистякова была вдовой известного врача-дерматолога доктора медицины Михаила Андреевича Чистякова, служившего в Калинкинской больнице. Он выступил одним из учредителей Русского сифилидологического и дерматологического общества, членом правления которого состоял.

Сюда, на Петербургскую сторону, вдова с детьми перебралась с Невского проспекта вскоре после смерти мужа. После ее смерти, случившейся в первый день весны 1916 года, дом по завещанию матери унаследовали ее дети: Борис, учившийся на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петербургского университета, Инна и Людмила. Брат и сестры совместно владели этим недвижимым имуществом до августовского декрета 1918 года «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах».

Среди других жильцов дома - горный инженер Борис Мефферт, отставной генерал-майор Илья Сперанский, гвардии штабс-капитан Алексей Шапкин, доктор медицины Александр Мельников, в конце 1920-х годов недолго служивший ректором Астраханского медицинского института (ныне — Государственный медицинский университет), Василий Линдгольм, первый заведующий отделением моллюсков Зоологического института (ныне — Зоологический институт РАН).

Некоторые дореволюционные жильцы квартировали здесь и в советское время. Среди других обитателей этого здания в советский период отметим Николая Петровича Каменьщикова - астронома, профессора, исполняющего обязанности директора Физической обсерватории, члена Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (Петросовета).

Облик дома долгие годы не претерпевал изменений. По крайней мере до 1949 года сохранялось трехгранное окно-«фонарик» над аркой, которое теперь существует в виде обыкновенного оконного проема. Вероятно, его «упростили» в ходе одного из ремонтов. Чертежи и фотофиксация позволяют восстановить как этот «фонарик», так и сбитый год назад горельеф, который служил главным пластическим акцентом фасада. Сохранились фрагменты скульптуры, которые позволяют надеяться на ее возрождение, хотя процесс этот, вероятно, не будет простым и скорым.

P. S. На днях стало известно, что КГИОП выдал задание на проектирование работ по реставрации фасада дома на Лахтинской ул., 24, неотъемлемой частью которого является уничтоженный год назад горельеф. Правда, пока речь идет о начальной стадии процесса восстановления, поэтому вести речь о сроках пока преждевременно. Лишь после согласования проекта, проведения его историко-культурной экспертизы дойдет очередь до определения источника его финансирования.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook