Почему в октябре 1938 года решили перекомпоновать скульптуру ангела в храме Петрикирхе?

«Принимая во внимание, что здание бывшей церкви Петра и Павла в дальнейшем будет использовано под Эстрадный театр, Комиссия находит возможным перекомпоновать скульптуру ангела». Такое решение было вынесено в октябре 1938 года в отношении одного из наиболее известных храмов нашего города — Петрикирхе, расположенного на Невском проспекте (в ту пору проспекте 25‑го Октября). Подробности — в документах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.

Почему в октябре 1938 года решили перекомпоновать скульптуру ангела в храме Петрикирхе? | ФОТО Gavin Allanwood on Unsplash

ФОТО Gavin Allanwood on Unsplash

И вот же совпадение! Ровно за сто лет до решения комиссии состоялось торжественное освящение здания церкви, возведенного по проекту архитектора Александра Брюллова. Парадный фасад, обращенный в сторону Невского проспекта, украсила фигура преклонившего колени ангела, помещенная между двумя прямоугольными башнями. В руках он держал сделанный из дуба крест, покрытый медью.

Автором «небесного стража» стал саксонский мастер Иосиф Герман, ученик знаменитого датского скульптора XIX века Бертеля Торвальдсена. Заметим, что ангел над Петрикирхе оказался далеко не единственным творением Германа в Петербурге: именно он смоделировал и воплотил в жизнь 24 статуи ангелов, расположенные на балюстраде главного купола Исаакиевского собора. Однако судьба «первенца» оказалась поистине уникальной…

В 1934 году в наказах делегатам Ленсовета XIV созыва «от трудящихся» Металлоштамповочного завода и фабрики «Комсомолка» прозвучали категоричные требования «закрыть лютеранскую церковь на проспекте 25‑го Октября». В то же время приходский совет («двадцатка») Петрикирхе не раз обращался к властям с просьбой обеспечить безопасность церкви от хулиганов, регулярно разбивающих стекла. «Каждый день все новые дыры образуются в окнах, и не только разбиваются окна, но и выворачиваются ручки дверей, — жаловались верующие. — Без поддержки извне сторожу церкви немыслимо справиться с этим злом».

В ноябре 1937 года были арестованы пасторы Петрикирхе отец и сын Павел и Бруно Рейхерты, а в следующем месяце приходской совет вынужденно отказался от дальнейшего использования здания храма. Оно поступило в распоряжение Ленгосэстрады — организации, занимавшейся концертно-эстрадными мероприятиями. Предполагалось, что после реконструкции в нем разместится концертный зал.

В сентябре 1938 года руководитель Ленсовета Алексей Косыгин (в будущем председатель Совета министров СССР, инициатор экономической реформы 1960‑х годов) издал распоряжение о снятии крестов с бывших церковных зданий Ленинграда. Соответствующее указание было дано Президиумом Верховного Совета РСФСР и начало активно исполняться на уровне районов, но в случае с Петрикирхе неожиданно возникла сложность.

Скульптура ангела над фасадом церкви включала крест и, соответственно, должна была подвергнуться демонтажу. Однако, будучи признанным памятником архитектуры, здание находилось под охраной государства, а потому любые изменения внешнего облика допус­кались только с согласия уполномоченных органов. Выездное заседание специальной комиссии с участием представителей Союза архитекторов, Союза художников и Русского музея сочло статую ангела ценной с историко-художест­венной точки зрения, но вместе с тем было решено «подправить» ее с учетом идеологии.

«Комиссия находит вполне возможным удаление креста от названной скульптуры ангела, так как это не исказит художественного облика ее», — гласило заключение экспертов. Что и было выполнено.

В начале 1990‑х годов здание Пет­рикирхе, в котором долгие годы помещался плавательный бассейн Балтийского морского пароходства, возвратили верующим. После этого была проведена реставрация скульптуры над фасадом, в результате которой ангел обрел свой исторический облик. В его руках снова появился крест. К середине 2010‑х годов крест, изготовленный из сосны, пришел в негодность, и его демонтировали. Несколько месяцев ангел опять простоял с пус­тыми руками…

В 2016 году состоялась последняя по времени реставрация скульптуры. Специалисты воссоздали первоначальный материал креста (дуб), обили его медными листами и покрыли золотом. Символ христианства был вручен «небесному стражу» над Невским проспектом и с тех пор уже не покидал его.


#храм #скульптура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7531) от 27.10.2023 под заголовком «С крестом и без креста».


Комментарии