Главная городская газета

Побег к белым медведям

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Тазарет Басиатович Хуадонов: математик и боец

В музее Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга есть экспозиция, посвященная участнику войны, проявившего храбрость и мужество в бою с фашистами. Взглянем на нее поближе. Читать полностью

Как прошли «самые странные похороны XX века»

17 июля исполнится 100 лет со дня расстрела семьи последнего российского императора Николая II и его приближенных. И 20 лет с того дня, как их останки были погребены в Петропавловском соборе. Наш автор вспомнила, как это было. Читать полностью

История четвероногих строителей Северной столицы

Строительство Петербурга стало огромным испытанием не только для людей, но и для лошадей и волов. Документы Российского государственного исторического архива позволяют узнать связанные с ними любопытные подробности. Читать полностью

Как накануне Первой мировой на Неве появились пираты

Мы обнаружили в исторической хронике новости об ограблениях настоящих «пиратов XX века», не дававших покоя петербуржцам. Чем промышляли разбойники и удалось ли от них избавиться? Узнаем подробнее. Читать полностью

Казусы истории: как царь Петр на солдатском пайке сидел

Как известно, армейская продовольственная служба была создана лично Петром Великим. Император проверял, будут ли сыты солдаты, на собственном примере. Поговорим об этом и другом интересном историческом случае. Читать полностью

Российская литература запуталась в альтернативной истории

Альтернативное прошлое находит все больше поклонников. Если бы Ленин ночью 1917 года не дошел до Смольного, а Гитлер погиб в результате покушения, устроенного на него летом 1944-го...Истории порой приобретают пугающий облик. Читать полностью
Реклама
Побег к белым медведям  | Не исключено, что теперь историки больше не будут считать эти рукописи, хранящиеся в ГАРФ, записями «неустановленного лица». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Не исключено, что теперь историки больше не будут считать эти рукописи, хранящиеся в ГАРФ, записями «неустановленного лица». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Изучая документы в фонде № 601 (исследователям он больше известен как «фонд Николая II») в Госархиве Российской Федерации в Москве, я обратила внимание на две рукописи на французском языке. Они были обозначены как записи «неустановленного лица», однако при этом имели подпись «Nicky». В тексте встречались рисунки, также сделанные пером... Высокий и тонкий господин в пенсне, кролик в очках, девушка, белый медведь в обнимку с господином во фраке...

Не рука ли это Николая Романова, тогда еще наследника престола? Ники было его домашним прозвищем, известно, что именно так он подписывал свои детские и юношеские рисунки. Авторитетный петербургский историк Игорь Зимин, изучающий придворную жизнь рубежа XIX - ХХ веков, подтвердил, что с весьма высокой долей вероятности этот мелкий аккуратный убористый почерк и подпись Nicky действительно принадлежат Николаю Александровичу... Что бы все это могло означать?

5Часть_2_фр.jpgНачать пришлось с перевода текста. Моей помощницей в исследовании стала переводчица Анна Митрофанова. Поиск в Интернете уже через минуту вывел нас на сайт Национальной библиотеки Франции, где Анна нашла издание, откуда «неустановленное лицо» переписало текст, и обложку книги, с которой был срисован рисунок.

Это был «Современный монолог» французского драматического актера Эрнеста Александра Оноре Коклена-младшего. Он получил широкую известность, создав новый в драматургии жанр шутливых монологов. Книга была написана им в 1881 году, а иллюстрации к ней исполнил художник А. Сапек. Сравнивая печатные страницы и рисунки, мы с удивлением убедились, что автор рукописи очень похоже перерисовал картинки из книги, причем самые несложные. Из разнообразных актуальных для того времени скетчей его заинтересовали два монолога: «Семья» (En famille) и «Обед» (Le Diner). Первый сюжетно переходит во второй.

Монологи, как и положено, идут от первого лица. Главный герой рассказывает о членах своих семьи, их привычках и особенностях. Каждые выходные они собираются вместе, и он готовит к обеду их любимое блюдо - кролика. Герою очень докучает, что каждые выходные происходит одно и то же, длятся одинаковые никчемные разговоры. К тому же родня постоянно упрекает героя в том, что ему давно пора жениться. Спустя некоторое время он решается на этот шаг. Его избранница скромная, миловидная, но самый большой плюс - сирота.

Тут мы переходим ко второй миниатюре. Устав от постоянных семейных обедов, герой надеется, что теперь-то ему не придется каждые выходные и праздники стоять у плиты и вести скучные беседы. Однако после свадьбы оказалось, что у жены все-таки есть родственники, и теперь по выходным ему приходится готовить в два раза больше (не только кролика, но еще и поросенка), а также вести более долгие пустые разговоры. Решив избавиться от этой компании, герой пытается сдать их в полицию под видом фальшивомонетчиков, а сам убегает туда, где ему никто не будет докучать, - на Северный полюс к белым медведям!

Зачем автор рукописи, под которым мы подозреваем двадцатилетнего наследника, переписал этот текст? Вероятно, чтобы выступать с этими смешными монологами на домашней сцене «для своих». Культура домашних спектаклей была в то время общей дворянской традицией. В царской семье дети участвовали в таких спектаклях с малых лет. В дневниках цесаревича Николая Александровича есть упоминание о спектакле «Евгений Онегин», поставленном для узкого семейного круга, в котором ему, конечно, была отведена главная роль.

Можно предположить, что кулинарные заботы героя французского скетча - это не что иное, как намек на многочисленные обязанности, требуемые придворным этикетом, которые приходится выполнять наследнику. Известно, что он тяготился всевозможными публичными мероприятиями. Впрочем, история повернулась так, что в 26 лет ему пришлось вступить на престол и шутливым мечтам о побеге на Северный полюс не суждено было сбыться...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook