Побег к белым медведям
Изучая документы в фонде № 601 (исследователям он больше известен как «фонд Николая II») в Госархиве Российской Федерации в Москве, я обратила внимание на две рукописи на французском языке. Они были обозначены как записи «неустановленного лица», однако при этом имели подпись «Nicky». В тексте встречались рисунки, также сделанные пером... Высокий и тонкий господин в пенсне, кролик в очках, девушка, белый медведь в обнимку с господином во фраке...

Не исключено, что теперь историки больше не будут считать эти рукописи, хранящиеся в ГАРФ, записями «неустановленного лица». Репродукция. ФОТО АВТОРА
Не рука ли это Николая Романова, тогда еще наследника престола? Ники было его домашним прозвищем, известно, что именно так он подписывал свои детские и юношеские рисунки. Авторитетный петербургский историк Игорь Зимин, изучающий придворную жизнь рубежа XIX - ХХ веков, подтвердил, что с весьма высокой долей вероятности этот мелкий аккуратный убористый почерк и подпись Nicky действительно принадлежат Николаю Александровичу... Что бы все это могло означать?
Начать пришлось с перевода текста. Моей помощницей в исследовании стала переводчица Анна Митрофанова. Поиск в Интернете уже через минуту вывел нас на сайт Национальной библиотеки Франции, где Анна нашла издание, откуда «неустановленное лицо» переписало текст, и обложку книги, с которой был срисован рисунок.
Это был «Современный монолог» французского драматического актера Эрнеста Александра Оноре Коклена-младшего. Он получил широкую известность, создав новый в драматургии жанр шутливых монологов. Книга была написана им в 1881 году, а иллюстрации к ней исполнил художник А. Сапек. Сравнивая печатные страницы и рисунки, мы с удивлением убедились, что автор рукописи очень похоже перерисовал картинки из книги, причем самые несложные. Из разнообразных актуальных для того времени скетчей его заинтересовали два монолога: «Семья» (En famille) и «Обед» (Le Diner). Первый сюжетно переходит во второй.
Монологи, как и положено, идут от первого лица. Главный герой рассказывает о членах своих семьи, их привычках и особенностях. Каждые выходные они собираются вместе, и он готовит к обеду их любимое блюдо - кролика. Герою очень докучает, что каждые выходные происходит одно и то же, длятся одинаковые никчемные разговоры. К тому же родня постоянно упрекает героя в том, что ему давно пора жениться. Спустя некоторое время он решается на этот шаг. Его избранница скромная, миловидная, но самый большой плюс - сирота.
Тут мы переходим ко второй миниатюре. Устав от постоянных семейных обедов, герой надеется, что теперь-то ему не придется каждые выходные и праздники стоять у плиты и вести скучные беседы. Однако после свадьбы оказалось, что у жены все-таки есть родственники, и теперь по выходным ему приходится готовить в два раза больше (не только кролика, но еще и поросенка), а также вести более долгие пустые разговоры. Решив избавиться от этой компании, герой пытается сдать их в полицию под видом фальшивомонетчиков, а сам убегает туда, где ему никто не будет докучать, - на Северный полюс к белым медведям!
Зачем автор рукописи, под которым мы подозреваем двадцатилетнего наследника, переписал этот текст? Вероятно, чтобы выступать с этими смешными монологами на домашней сцене «для своих». Культура домашних спектаклей была в то время общей дворянской традицией. В царской семье дети участвовали в таких спектаклях с малых лет. В дневниках цесаревича Николая Александровича есть упоминание о спектакле «Евгений Онегин», поставленном для узкого семейного круга, в котором ему, конечно, была отведена главная роль.
Можно предположить, что кулинарные заботы героя французского скетча - это не что иное, как намек на многочисленные обязанности, требуемые придворным этикетом, которые приходится выполнять наследнику. Известно, что он тяготился всевозможными публичными мероприятиями. Впрочем, история повернулась так, что в 26 лет ему пришлось вступить на престол и шутливым мечтам о побеге на Северный полюс не суждено было сбыться...
Материалы рубрики
Арки и башни. История дома на Комсомольской площади
Звезда Юга. Лев Миронов послужил прототипом для героя повести «Ранчо «Каменный столб»
«Гений места». В чью честь назван Матисов остров?
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии