Главная городская газета

По пути в Арктику

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
По пути в Арктику | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

85 лет назад, вечером 25 июля 1931 года, над Ленинградом появилось большое сигарообразное воздушное тело: в бывшую столицу Российской империи пожаловал знаменитый «Граф Цеппелин». Такое название имел дирижабль LZ-127, построенный в 1928 году в Германии и в следующем году совершивший первый в истории кругосветный перелет из Лейкхерста (США) с тремя посадками – во Фридрихсгафене (Германия), Токио и Лос-Анджелесе.

Летом 1931 года Международное общество по изучению Арктики организовало международную научную экспедицию «Графа Цеппелина» под руководством доктора Г. Эккенера. В состав экспедиции входили семь немцев (включая начальника экспедиции), двое американцев, швед и три представителя Советского Союза: профессор Р. Л. Самойлович (научный руководитель экспедиции), профессор П. А. Молчанов (изобретатель радиозонда) и опытный радист-полярник Э. А. Кренкель.

24 июля «Граф Цеппелин» стартовал из Фридрихсгафена и прилетел в Берлин, где пробыл несколько часов. Ранним утром следующего дня дирижабль отправился в дальнейший путь и ровно в 20 часов 15 минут того же дня опустился в Ленинграде на Комендантском аэродроме, предварительно сделав полный круг над городом. Участников экспедиции встречали представители властей, ОСОАВИАХИМа, гражданской авиации и десятки тысяч горожан, с любопытством смотревших из разных мест на огромный воздушный корабль: его длина была почти 240 метров.

Дирижабль не задержался на Комендантском аэродроме: уже 26 июля он направился к Архангельску, миновал его и, преодолевая туман над Баренцевым морем, вечером 27 июля приводнился со второй попытки в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа). Здесь обменялся почтой с ледокольным пароходом «Малыгин», затем шесть часов выполнял аэрогеодезическую съемку островов архипелага. После этого «Граф Цеппелин» отправился над морем, покрытым густым туманом, к Северной Земле.

Первоначально предполагалось долететь до Новосибирских островов, произвести поиски Земли Санникова, Земли Андреева, а при благоприятных метеорологических условиях пройти и в «область недоступности» (к северу от предполагаемых Земель Санникова и Андреева). Но из-за неблагоприятной погоды «Граф Цеппелин» повернул на юг. Обратный маршрут воздушного корабля вновь прошел над Архангельском. 30 июля дирижабль достиг Ленинграда, однако из-за плохих метеоусловий посадка не состоялась. Покружив над городом, он отправился в Берлин. Всего дирижабль пробыл в воздухе 110 летных часов, преодолев за это время 13 тысяч километров.

Международная экспедиция дала важные научные результаты и доказала возможность длительного полета в полярных областях, а также пригодность управляемого воздушного корабля для исследований. Полет «Графа Цеппелина» в Арктику в 1931 году знаменателен и тем, что это была первая международная полярная экспедиция, которая проходила исключительно в полярном секторе СССР и в которой приняли участие советские ученые.

Их судьбы позже сложились по-разному. Двое из них стали жертвами репрессий. Рудольф Самойлович, не расстававшийся с Арктикой (он возглавлял экспедиции на «Русанове», «Седове» и «Садко»), был арестован в мае 1938 года, а 4 марта 1939 года расстрелян. Павел Молчанов, назначенный в феврале 1941 года заведующим кафедрой авиационных приборов Ленинградского авиационного института, через два месяца был арестован, а в октябре погиб на барже в Ладожском озере при этапировании заключенных ленинградских тюрем из блокадного Ленинграда...

К Эрнсту Кренкелю судьба была благосклонна. Ему довелось стать радистом во время ледовой эпопеи челюскинцев (1933 – 1934) и первой советской полярной станции «СП-1» (1937 – 1938), за участие в которой он был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1951 – 1971 годах он работал в НИИ гидрометеорологического приборостроения, в последние два года был его директором. В 1968 – 1969 годах Кренкель был начальником рейса «Профессора Зубова», научно-исследовательского судна, следовавшего из Ленинграда в Антарктику, во время которого в последний раз выходил в эфир...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook