По пути в Арктику

85 лет назад, вечером 25 июля 1931 года, над Ленинградом появилось большое сигарообразное воздушное тело: в бывшую столицу Российской империи пожаловал знаменитый «Граф Цеппелин». Такое название имел дирижабль LZ-127, построенный в 1928 году в Германии и в следующем году совершивший первый в истории кругосветный перелет из Лейкхерста (США) с тремя посадками – во Фридрихсгафене (Германия), Токио и Лос-Анджелесе.

По пути в Арктику | Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Иллюстрация Lisa-5/shutterstock.com

Летом 1931 года Международное общество по изучению Арктики организовало международную научную экспедицию «Графа Цеппелина» под руководством доктора Г. Эккенера. В состав экспедиции входили семь немцев (включая начальника экспедиции), двое американцев, швед и три представителя Советского Союза: профессор Р. Л. Самойлович (научный руководитель экспедиции), профессор П. А. Молчанов (изобретатель радиозонда) и опытный радист-полярник Э. А. Кренкель.

24 июля «Граф Цеппелин» стартовал из Фридрихсгафена и прилетел в Берлин, где пробыл несколько часов. Ранним утром следующего дня дирижабль отправился в дальнейший путь и ровно в 20 часов 15 минут того же дня опустился в Ленинграде на Комендантском аэродроме, предварительно сделав полный круг над городом. Участников экспедиции встречали представители властей, ОСОАВИАХИМа, гражданской авиации и десятки тысяч горожан, с любопытством смотревших из разных мест на огромный воздушный корабль: его длина была почти 240 метров.

Дирижабль не задержался на Комендантском аэродроме: уже 26 июля он направился к Архангельску, миновал его и, преодолевая туман над Баренцевым морем, вечером 27 июля приводнился со второй попытки в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа). Здесь обменялся почтой с ледокольным пароходом «Малыгин», затем шесть часов выполнял аэрогеодезическую съемку островов архипелага. После этого «Граф Цеппелин» отправился над морем, покрытым густым туманом, к Северной Земле.

Первоначально предполагалось долететь до Новосибирских островов, произвести поиски Земли Санникова, Земли Андреева, а при благоприятных метеорологических условиях пройти и в «область недоступности» (к северу от предполагаемых Земель Санникова и Андреева). Но из-за неблагоприятной погоды «Граф Цеппелин» повернул на юг. Обратный маршрут воздушного корабля вновь прошел над Архангельском. 30 июля дирижабль достиг Ленинграда, однако из-за плохих метеоусловий посадка не состоялась. Покружив над городом, он отправился в Берлин. Всего дирижабль пробыл в воздухе 110 летных часов, преодолев за это время 13 тысяч километров.

Международная экспедиция дала важные научные результаты и доказала возможность длительного полета в полярных областях, а также пригодность управляемого воздушного корабля для исследований. Полет «Графа Цеппелина» в Арктику в 1931 году знаменателен и тем, что это была первая международная полярная экспедиция, которая проходила исключительно в полярном секторе СССР и в которой приняли участие советские ученые.

Их судьбы позже сложились по-разному. Двое из них стали жертвами репрессий. Рудольф Самойлович, не расстававшийся с Арктикой (он возглавлял экспедиции на «Русанове», «Седове» и «Садко»), был арестован в мае 1938 года, а 4 марта 1939 года расстрелян. Павел Молчанов, назначенный в феврале 1941 года заведующим кафедрой авиационных приборов Ленинградского авиационного института, через два месяца был арестован, а в октябре погиб на барже в Ладожском озере при этапировании заключенных ленинградских тюрем из блокадного Ленинграда...

К Эрнсту Кренкелю судьба была благосклонна. Ему довелось стать радистом во время ледовой эпопеи челюскинцев (1933 – 1934) и первой советской полярной станции «СП-1» (1937 – 1938), за участие в которой он был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1951 – 1971 годах он работал в НИИ гидрометеорологического приборостроения, в последние два года был его директором. В 1968 – 1969 годах Кренкель был начальником рейса «Профессора Зубова», научно-исследовательского судна, следовавшего из Ленинграда в Антарктику, во время которого в последний раз выходил в эфир...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (5764) от 12.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...