По каналу в слободу

Это изображение можно с полным правом считать первой видовой фотографией Стрельны. Сделал его в 1870-х годах выходец из Митавы Альфред Лоренс – один из первых фотографов Петербурга.

По каналу в слободу | В правой части – дача графини Стенбок-Фермор с изящной видовой башней, погибшая во время войны. Из архива краеведческого музея «Морская Стрельна».

В правой части – дача графини Стенбок-Фермор с изящной видовой башней, погибшая во время войны. Из архива краеведческого музея «Морская Стрельна».

Его ателье открылось в 1855 году. Устроить свое фотодело в столице помог Лоренсу его земляк архитектор Гаральд Боссе. Сначала ателье находилось в доме # 13 на Большой Морской улице, на углу Кирпичного переулка, где возвели причудливый «фотографический светлый фонарь» – по всей вероятности, по проекту Боссе. В 1867 году Лоренс переехал в принадлежавший его покровителю дом # 5 по Невскому проспекту. Для новой фотографической мастерской Боссе спроектировал и построил специальный павильон во флигеле своего дома.

Лоренс одним из первых в России стал заниматься видовыми фотосъемками столицы и ее окрестностей. В 1862 году он представил свои работы в Лондоне на Всемирной выставке, в 1870-м – на Всероссийской мануфактурной выставке. Там за «безукоризненное добросовестное исполнение как портретов, так и видов» мастера наградили серебряной медалью. В 1882 году журнал «Фотограф» назвал Лоренса «Первостепенным фотографом». Кроме того, Лоренс был изобретателем военно-полевой, иными словами походной, фотолаборатории. Этим предложением заинтересовался Главный штаб.

Что же касается стрельнинской фотографии, то на ней изображено то, что утрачено навсегда. Хорошо виден деревянный мост через Портовый канал, построенный еще при Петре Великом.

Сегодня некоторые приезжие, не знакомые с историей Стрельны, ошибочно называют Портовый канал рекой Стрелкой. На самом же деле река Стрелка начинается из Орловского пруда, течет по своему старому руслу восточнее Портового канала, за деревянным дворцом Петра Великого и впадает в трезубец каналов Нижнего парка Большого Стрельнинского дворца.

В правой части снимка у самого моря видны строения Рыбацкой слободы. Она пережила войну. О том, как она выглядела, можно судить по кинофильму «Верьте мне, люди». В одном из эпизодов на фоне слободы, на мосту у часовни, запечатлен Кирилл Лавров, сыгравший главного героя картины. В 1960-х годах часть слободы снесли, на ее месте построили профилакторий для работников Кировского завода. Теперь и он подлежит сносу, чтобы освободить место под современную гостиницу...

В левой части фотографии вдоль левого берега Портового канала хорошо видно новое, прямое как стрела шоссе, ведущее от пристани к Приморской дороге. Это шоссе, как и саму пристань для своей яхты «Стрельна», обустроил в 1858 году великий князь Константин Николаевич. В 1860 году шоссе стало именоваться Пристанской улицей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (5650) от 26.02.2016.


Комментарии