Плюшкин, да не тот...

В Особой кладовой Российского этнографического музея хранится удивительный экспонат – татарская перевязь конца XIX – начала XX века. Сделал ее искусный мастер: на бархатную основу нашиты серебряные бляхи, разнообразные подвески, полудрагоценные камни в оправе и монеты царской чеканки...

 Плюшкин, да не тот... |

Подобное украшение могло принадлежать исключительно богатой и знатной мусульманке. В коллекцию музея этот раритет попал благодаря меценату Плюшкину. Конечно, к скупому помещику из гоголевской поэмы он не имеет никакого отношения. Речь идет о реальном человеке – страстном коллекционере псковском купце 1-й гильдии Федоре Михайловиче Плюшкине.

Родился он в 1837 году в городе Валдае. Ему было всего пять лет, когда вышла поэма «Мертвые души», так что прототипом гоголевского персонажа он не был. И в отличие от своего литературного однофамильца Федор Плюшкин прошел обратный путь – от бедности к богатству. Рано потеряв отца, мальчик вынужден был работать разносчиком товара. А через несколько лет предприимчивый юноша стал успешным торговцем.

С 1859 года молодой купец жил в Пскове, где владел галантерейным делом. В этот же период Федор Плюшкин страстно увлекся коллекционированием, начал приобретать монеты из псковских кладов, другие предметы старины. Говорят, что изначально Плюшкин покупал практически все, что ему приносили торговцы антиквариатом. Так в его коллекции появилось немало заурядных, случайных вещей. С годами к нему пришел опыт, а в его доме, который был в конце XIX века одной из главных достопримечательностей Пскова, появились настоящие сокровища.

На первом этаже работал магазин Плюшкина, на третьем – жил сам купец с семьей, а весь второй этаж занимал «Музей древностей». Собрание состояло из нескольких отделов: художественного, нумизматического, этнографического, археологического и многих других. В музее хранились полотна Айвазовского и Шишкина, Венецианова и Брюллова, многих других великих художников. Не меньший интерес посетителей вызывала коллекция старопечатных книг, древних рукописей и автографов, среди них – письма Гоголя, Пушкина, Суворова. Частный музей древности славился и собранием старинных русских икон, церковной утвари.

Современные российские этнографы особенно благодарны Плюшкину за его коллекцию предметов быта народов мира. Чего только в ней не было: оружие народов Кавказа, русские золотошвейные платки и богатые головные узоры, а также татарские женские нагрудные украшения.

Беспокоясь о будущем своей коллекции, Плюшкин начал переговоры о ее передаче в недавно открывшийся Русский музей. Однако, когда в апреле 1911 года Федор Михайлович умер, к наследникам купца прибыли представители иностранных антикварных фирм с заманчивыми предложениями. Правительство не торопилось приобретать экспонаты музея: слишком уж большой представлялась цена, предложенная наследниками Плюшкина. В конце концов, экспонаты «Музея древностей» приобрел Николай II. В Петербург из Пскова отправили триста больших ящиков!..

Знаменитый дом купца Плюшкина не дожил до наших дней. На его месте, по словам жителей города, сейчас находится памятник Ленину. Да и уникальная коллекция в большинстве своем «растворилась» в круговерти войн и революций... Сейчас известно местонахождение примерно десятой части собрания. Значительная часть предметов хранится в Эрмитаже, Русском музее и Российском этнографическом музее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5444) от 22.04.2015.


Комментарии