Плоский оловянный солдатик. История «нюрнбергской миниатюры»

В коллекции Центрального военно-морского музея существует редкая коллекция «нюрнбергской миниатюры». Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» погрузился в историю создания необычных солдатиков.

Плоский оловянный солдатик. История «нюрнбергской миниатюры» | Миниатюра «Матросы, разворачивающие флаг 2-й дополнительный» (флаг из военно-морского свода сигналов). Фото Дмитрия Соколова

Миниатюра «Матросы, разворачивающие флаг 2-й дополнительный» (флаг из военно-морского свода сигналов). Фото Дмитрия Соколова

Что она собой представляет, знают, пожалуй, лишь специалисты. Это плоская отливка, раскрашенная вручную. Делать солдатиков по такой технологии начали именно в германском городе Нюрнберге еще во второй половине XVIII века.

Коллекцию фигурок моряков и силуэтов кораблей, что хранится в ЦВММ, изготовил в эмиграции мичман русского флота Лев Майданович. Он считается одним из родоначальников российской «нюрнбергской миниатюры».

Во время Гражданской войны он, юный выпускник петроградских классов гардемаринов, участвовал в Белом движении, в 1919 году даже заслужил Георгиевскую медаль IV степени. В конце 1920-го c русской эскадрой покинул Крым вместе с белой армией барона Врангеля. Находился на острове Галлиполи и в Бизерте, где продолжил морскую учебу и получил звание мичмана.

В середине 1920-х годов перебрался в Латвию, потом переехал в Париж. Как и многие другие русские эмигранты, выживал. Работал маляром во франко-русской артели. А в свободное время занимался изготовлением оловянных солдатиков. Не для продажи и не для заработка - просто для души. На подставках он изображал ополченческий крест 1812 года - это было его личное клеймо.

Майданович выполнил фигурки воинов Древней Руси, стрельцов, гвардейцев Петра Великого, пехотинцев времен Суворова и войны с Наполеоном, кавалергардов Первой мировой... И, естественно, моряков, а также модели кораблей - эсминца «Новик», крейсера «Олег», эскадренных броненосцев «Цесаревич» и «Слава».

Он был автором мини-диорам с оловянными солдатиками - «33 богатыря», «Нахимов на бастионе», «Утро Куликовской битвы», «Оборона Троице-Сергиевой лавры от поляков в 1610 году», нескольких небольших макетов по мотивам иллюстраций Ивана Билибина. Увы, незаконченным остался его главный труд - грандиозная диорама «Крещение Руси».

В 1956 году Лев Майданович с женой и тремя младшими дочерьми рискнул вернуться в Советский Союз. Старшая дочь, иконописец, осталась в Париже. Семью поселили в Алма-Ате, и Лев Александрович работал в Палеонтологическом музее института зоологии Академии наук Казахской ССР - изготовлял диорамы с динозаврами, мамонтами, а также занимался прочим музейным оформлением. С 1960 года и до самой кончины в 1984 году он жил в подмосковном Загорске (ныне Сергиев Посад). Работал для патриархии, изготавливал плоские модели храмов и значки на духовную тематику.

Материал был опубликован в газете под № 074 (6183) от 25.04.2018 под заголовком «Оловянная армия мичмана Майдановича».

#солдатики #история #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6183) от 25.04.2018.


Комментарии