Пианино для Улановой. Как ленинградские артисты жили в эвакуации

Среди семейных реликвий Галины Михайловны Виноградовой три медали «За оборону Ленинграда», которыми были награждены ее близкие. Муж - Владимир Владимирович Виноградов, помогавший бойцам МПВО, как и другие школьники, бороться с зажигалками во время обстрела города, а потом служивший шифровальщиком на Северном флоте. Тетя - Александра Артуровна Тусеева - фронтовая медсестра, бывшая на войне до последних ее дней. И муж тети - летчик-испытатель Александр Алексеевич Тусеев. Теперь Галина Михайловна единственная хранительница этих и других наград семьи, к которым впоследствии присоединилась и ее собственная - знак заслуженного работника культуры России.

Пианино для Улановой. Как ленинградские артисты жили в эвакуации | «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне...». ФОТО из семейного архива

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне...». ФОТО из семейного архива

Когда началась война, Гале было десять лет. Она училась в средней и музыкальной школах. Родители хотели видеть дочь пианисткой.

«В июне 1941 года мы жили на даче в Шапках и, как все, верили, что война скоро закончится. Но тревожные известия с фронта, первые бытовые проблемы заставили нашу маму - Марию Артуровну Топчевскую, которая, кстати, работала на радио в детской музыкальной редакции, вернуться со мной и моим младшим братом в Ленинград. А в середине августа папа нам сказал: «Собирайте вещи. Театр эвакуируют на Урал. Меня назначили одним из начальников эшелона. Вы поедете вместе со мной», - вспоминает Виноградова.

Папа Галины Михайловны - Михаил Исакович Ратнер был концертмейстером группы виолончелистов Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова - ныне Мариинский. И по отзыву его коллег, который мне удалось обнаружить в Интернете, был он «великолепным музыкантом и отличным товарищем».

На Урал огромный эшелон, состоящий из 86 вагонов-теплушек, отправился 19 августа. В них разместились не только сотрудники театра вместе со своими семьями, но и декорации, костюмы, бутафория, осветительные приборы, инструменты. Как припоминает Галина Михайловна, из Кировского были взяты три пианино. Два из них отдали Галине Улановой и певцу Георгию Нэлеппу, который тогда был солистом ленинградского театра и лишь потом перешел в Большой.

Эшелон остановился в Молотове - так в те годы называлась Пермь. Как известно, этот город во время войны принял очень много ленинградцев. Сюда переехали Русский музей, Театр юного зрителя, ряд промышленных предприятий, научных и учебных институтов, а также детских интернатов и садов. Понятно, что с размещением такого количества людей возникли проблемы.

«Руководство театра, некоторых солистов поселили в гостинице, которую все называли «семиэтажка, - рассказывает Галина Михайловна. - Она была самым высоким зданием в городе. Остальных, в том числе оркестр, устроили в четырехэтажном общежитии. В конце его коридоров находились кухни, где все готовили себе еду на огромных плитах.

Никаких особых разносолов даже у знаменитых артистов не было. Особенно мне запомнился темный гороховый суп, в котором плавала шелуха. Он был основным в наших обедах.

Вместе с нами на четвертом этаже жила Галина Сергеевна Уланова, очень скромная женщина. В эвакуации она была с мамой, которая и занималась готовкой.

Все жили дружно, никто никому не завидовал. Мы, дети, все время находились среди взрослых и многое подмечали, слышали. Помню, что отопление в общежитии, гостинице, театре было печным, а ленинградцы от этого уже отвыкли. Дрова заготавливать, в том числе и для театра, приходилось самим.

Конечно, мы не отходили от радио. Всех волновало, как живет без нас наш любимый город. Помню тот ужас, который все испытали, узнав, что 19 сентября на Кировский театр была сброшена немцами фугасная бомба, что привело к значительным разрушениям.

В Перми же театр оказался небольшим. Сцена по размерам меньше, чем в Кировском. И спектакли, как нам рассказывал папа, приходилось переделывать. Репетиционные залы тоже были других площадей, в них отсутствовали зеркала, что было неудобно артистам балета. Но скоро к сложностям приспособились. Как известно, «кировцы» не только перенесли на пермскую сцену свой ленинградский репертуар, но и подготовили премьеры. Мне особенно запомнился балет Прокофьева «Золушка».

Дома мы папу видели редко. Музыканты, артисты театра давали много шефских концертов и даже дежурили в госпиталях. Выступали и на призывных пунктах перед уходящими на фронт, как говорил папа, с патриотическими концертами.

Была создана в театре и фронтовая бригада. Папа со своим квартетом - первая и вторая скрипка, альт, виолончель - выезжал на ленинградский фронт, по-моему, пять раз, и это было в основном зимой. Ездила с ними и певица Алевтина Михайловна Холмина, исполнявшая русские народные песни. Во время одного из концертов в прифронтовой зоне случился налет, и папина виолончель была разбита вдребезги. Но горевал он недолго: из особой кладовой ему выдали на всю жизнь виолончель работы итальянского мастера Амати...»

А Галя в эвакуации начала осваивать арфу, и это стало ее профессией. Окончив шестьдесят лет назад Ленинградскую консерваторию по классу арфы, Г. М. Виноградова не только выступала во многих творческих коллективах, но и воспитала несколько поколений арфисток. Вот уже пятьдесят шесть лет она преподает в детской музыкальной школе, которая ныне носит имя Андрея Петрова. Кстати, она тоже была ученицей этой старейшей музыкальной школы города, которая работала даже в блокаду.

Несмотря на почтенный возраст, Галина Михайловна - обаятельная оптимистка и элегантная красивая дама, не утратившая интереса к жизни и даже к путешествиям. Сегодня она больше всего любит свою арфу, своих учеников и свою дачу.

«Мне всегда хотелось, чтобы мои ученики играли лучше всех, а на даче все цвело. А еще я люблю фольклор и сказки. Но только те, которые хорошо заканчиваются», - улыбается она.

#блокада Ленинграда #Великая Отечественная война #артисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6512) от 28.08.2019 под заголовком «Пианино для Улановой».


Комментарии