Пейзаж на доме герцога

Доходный дом Николая Лейхтенбергского, построенный в 1905 году по проекту Федора Федоровича фон Постельса, – один из самых необычных образцов петербургского модерна. Во многом благодаря огромному мозаичному фризу, покрывающему всю верхнюю часть фасада. Сельский пейзаж на нем перемежается с индустриальным, виднеются заводские трубы, реки, парусники, поля и горы. Ничего подобного нет больше ни на одном из петербургских зданий...

Пейзаж на доме герцога | Это единственный жилой дом в нашем городе, украшенный подобным масштабным мозаичным полотном. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это единственный жилой дом в нашем городе, украшенный подобным масштабным мозаичным полотном. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Принадлежал этот дом потомкам пасынка Наполеона Евгения де Богарне. От тестя – баварского короля – он получил титул герцога Лейхтенбергского и сумел более или менее благополучно пережить низвержение своего знаменитого отчима...

Хозяин дома на Большой Зелениной герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский был старшим сыном Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. Тот в 1865 – 1890 годах занимал пост президента Российского минералогического общества, а позднее в качестве командира гусарской бригады участвовал в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов.

Николай Максимилианович пользовался громадной симпатией императора Александра II, однако тайный морганатический брак с дочерью коллежского секретаря Надеждой Акинфьевой повредил блестящему положению герцога при дворе. После чего он перебрался в Германию и жил в основном в замке Штайн, доставшемся ему по наследству от тетушки. Там пристрастился к морфию и преждевременно скончался в 1890 году...

Что же касается Николая Николаевича Лейхтенбергского, то он вернулся из Германии в Россию и поступил в гвардию. С 1891 года служил в лейб-гвардии Преображенском полку, с 1912 года был полковником и адъютантом его императорского величества. Участвовал в Первой мировой войне, был награжден за храбрость шашкой, завещанной М. Д. Скобелевым для вручения «первейшему полковому герою». В отставку вышел в чине генерала, но еще во время службы стал владельцем нескольких домов в столице, приносивших ему неплохой доход.

Во многом доходный дом на Большой Зелениной – типичный для Петербурга. Шесть этажей, два классических «двора-колодца», несколько облагороженных сквериками. Верхние этажи предназначались для сдачи внаем художникам с обустройством в них мастерских. Наверное, герцог не забывал, что знаменитые его бабушка и дед – Максимилиан Лейхтенбергский и великая княжна Мария Николаевна – были в свое время президентами Императорской академии художеств. Разумеется, должен был напомнить об этом и протянувшийся через весь парадный фасад фриз.

Пять панно были созданы по эскизам Сергея Шелкового в знаменитой мозаичной мастерской В. А. Фролова, прославившейся благодаря работам в храме Спаса-на-Крови. Для создания мозаики использовались огромные куски смальты, необычные по форме и размеру. Понятно, что расчет делался на то, что рассматривать ее будут издалека – с противоположной стороны улицы.

Разделенное лишь оконными проемами и «фонариками» мастерских художников, панно превращаются в гигантскую панораму, представляющую бесконечное пространство России. Это не какой-то конкретный пейзаж, но как бы выхваченные прожектором постимпрессионистической живописи фрагменты общероссийского ландшафта. Тут видятся и серовские виды центральной России, и пейзажи Кавказа в духе Мартироса Сарьяна, и промышленные пейзажи конструктивистов, и балтийское прибрежье финского художника Альберта Эдельфельдта.

Очень характерен для эпохи модерна и украшающий стены здания лепной орнамент. Он напоминает не то фантастические цветы, не то загадочные морские организмы, не то виньетки из билибинских иллюстраций к русским народным сказкам. В этом же стиле выполнены и балконные решетки, оконные наличники, барельефы, заполняющие межоконные пространства. Своей легкостью, какой-то устремленностью к небесам дом напоминает не столько памятники традиционно тяготеющего к Скандинавии северного петербургского модерна, сколько работы Гауди или произведения французского ар-нуво...

Благодаря своим мастерским дом привлекал художников. В разные годы его жителями были прославленный скульптор-анималист Артемий Обер, представители семьи художников Рутковских – Николай Христофорович, известный благодаря своим плакатам и открыткам советской поры и работам в театре, и его жена Варвара Аркадьевна Раевская-Рутковская.

Дом связан с именем автора прекрасных пейзажей советского Ленинграда Александра Коровякова. Еще одним предреволюционным жильцом дома был юрист, революционер, один из авторов первой советской конституции Михаил Андреевич Рейснер – отец известной писательницы Ларисы Рейснер, возлюбленной Николая Гумилева, Федора Раскольникова, Карла Радека...

КСТАТИ

В 2001 году дом был включен в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Серьезного ремонта в доме не было, но выходящий на Большую Зеленину знаменитый фасад был отреставрирован в 2007 году.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5688) от 22.04.2016.


Комментарии