Пейзаж на доме герцога

Доходный дом Николая Лейхтенбергского, построенный в 1905 году по проекту Федора Федоровича фон Постельса, – один из самых необычных образцов петербургского модерна. Во многом благодаря огромному мозаичному фризу, покрывающему всю верхнюю часть фасада. Сельский пейзаж на нем перемежается с индустриальным, виднеются заводские трубы, реки, парусники, поля и горы. Ничего подобного нет больше ни на одном из петербургских зданий...

Пейзаж на доме герцога | Это единственный жилой дом в нашем городе, украшенный подобным масштабным мозаичным полотном. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это единственный жилой дом в нашем городе, украшенный подобным масштабным мозаичным полотном. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Принадлежал этот дом потомкам пасынка Наполеона Евгения де Богарне. От тестя – баварского короля – он получил титул герцога Лейхтенбергского и сумел более или менее благополучно пережить низвержение своего знаменитого отчима...

Хозяин дома на Большой Зелениной герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский был старшим сыном Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. Тот в 1865 – 1890 годах занимал пост президента Российского минералогического общества, а позднее в качестве командира гусарской бригады участвовал в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов.

Николай Максимилианович пользовался громадной симпатией императора Александра II, однако тайный морганатический брак с дочерью коллежского секретаря Надеждой Акинфьевой повредил блестящему положению герцога при дворе. После чего он перебрался в Германию и жил в основном в замке Штайн, доставшемся ему по наследству от тетушки. Там пристрастился к морфию и преждевременно скончался в 1890 году...

Что же касается Николая Николаевича Лейхтенбергского, то он вернулся из Германии в Россию и поступил в гвардию. С 1891 года служил в лейб-гвардии Преображенском полку, с 1912 года был полковником и адъютантом его императорского величества. Участвовал в Первой мировой войне, был награжден за храбрость шашкой, завещанной М. Д. Скобелевым для вручения «первейшему полковому герою». В отставку вышел в чине генерала, но еще во время службы стал владельцем нескольких домов в столице, приносивших ему неплохой доход.

Во многом доходный дом на Большой Зелениной – типичный для Петербурга. Шесть этажей, два классических «двора-колодца», несколько облагороженных сквериками. Верхние этажи предназначались для сдачи внаем художникам с обустройством в них мастерских. Наверное, герцог не забывал, что знаменитые его бабушка и дед – Максимилиан Лейхтенбергский и великая княжна Мария Николаевна – были в свое время президентами Императорской академии художеств. Разумеется, должен был напомнить об этом и протянувшийся через весь парадный фасад фриз.

Пять панно были созданы по эскизам Сергея Шелкового в знаменитой мозаичной мастерской В. А. Фролова, прославившейся благодаря работам в храме Спаса-на-Крови. Для создания мозаики использовались огромные куски смальты, необычные по форме и размеру. Понятно, что расчет делался на то, что рассматривать ее будут издалека – с противоположной стороны улицы.

Разделенное лишь оконными проемами и «фонариками» мастерских художников, панно превращаются в гигантскую панораму, представляющую бесконечное пространство России. Это не какой-то конкретный пейзаж, но как бы выхваченные прожектором постимпрессионистической живописи фрагменты общероссийского ландшафта. Тут видятся и серовские виды центральной России, и пейзажи Кавказа в духе Мартироса Сарьяна, и промышленные пейзажи конструктивистов, и балтийское прибрежье финского художника Альберта Эдельфельдта.

Очень характерен для эпохи модерна и украшающий стены здания лепной орнамент. Он напоминает не то фантастические цветы, не то загадочные морские организмы, не то виньетки из билибинских иллюстраций к русским народным сказкам. В этом же стиле выполнены и балконные решетки, оконные наличники, барельефы, заполняющие межоконные пространства. Своей легкостью, какой-то устремленностью к небесам дом напоминает не столько памятники традиционно тяготеющего к Скандинавии северного петербургского модерна, сколько работы Гауди или произведения французского ар-нуво...

Благодаря своим мастерским дом привлекал художников. В разные годы его жителями были прославленный скульптор-анималист Артемий Обер, представители семьи художников Рутковских – Николай Христофорович, известный благодаря своим плакатам и открыткам советской поры и работам в театре, и его жена Варвара Аркадьевна Раевская-Рутковская.

Дом связан с именем автора прекрасных пейзажей советского Ленинграда Александра Коровякова. Еще одним предреволюционным жильцом дома был юрист, революционер, один из авторов первой советской конституции Михаил Андреевич Рейснер – отец известной писательницы Ларисы Рейснер, возлюбленной Николая Гумилева, Федора Раскольникова, Карла Радека...

КСТАТИ

В 2001 году дом был включен в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Серьезного ремонта в доме не было, но выходящий на Большую Зеленину знаменитый фасад был отреставрирован в 2007 году.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 071 (5688) от 22.04.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...