Петр и разбойники

Любопытных и порой курьезных легенд, связанных с повседневной жизнью Петра I, - великое множество. Однако предание о встрече царя с разбойниками, опубликованное в 1844 году в «Журнале для чтения воспитанников военных учебных заведений», - сюжет редчайший. Это «сказание» можно было бы счесть за народный вымысел, однако документы XVIII века свидетельствуют, что подобная история могла случиться в реальности.

Петр и разбойники | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Предание рассказывает, что в 1708 году царю довелось ехать по так называемому Кавказскому тракту через Елецкий уезд. В ту пору места эти были глухими: огромные дубовые леса простирались на тридцать верст. На проезжей дороге деревень было мало: крестьяне селились в этих местах неохотно, опасаясь военных постоев и притеснений от царских чиновников. Проезжающих часто грабили разбойники. Одно время Петр даже пытался переселить местных крестьян ближе к тракту, чтобы он стал более безопасным. Но те при первой возможности покидали новые поселения и разбегались по окольным деревням, которые отстояли друг от друга на 30, 40 и даже 50 верст...

Итак, под покровом ночи, когда царский экипаж подъезжал к Ельцу, случилось чрезвычайное происшествие. Разбойники, засевшие в густом лесу, услышали звон почтовых колокольчиков и стремительно выскочили из засады, напали на свиту, стащили ямщика с лошади... Разбойники не подозревали, на кого подняли руку, тем более что темнота скрывала от них лицо главного путника. Они кричали, что хотят отомстить ему за то, что он разорил их семейства. Петр пытался увещевать лихих людей, но, увидев, что это ни к чему не приводит, возвестил своим громовым голосом: «Опомнитесь! Знаете ли, кого вы грабите?.. Я царь ваш! Повинуйтесь!».

Злоумышленники с любопытством окружили «чиновника», дерзнувшего назваться именем царствующего монарха. Разглядев наконец черты его лица, разбойники побросали все, что награбили, и пали ниц в ноги: «Прости нас, батюшка, надежда-царь! Мы повинны тебе головами!». Вожак поведал, что царевы люди, проезжающие через здешние селения, нещадно притесняют крестьян, так что им пришлось удалиться в дремучие леса, где они и занялись лихим промыслом...

«Обещайте мне, что отныне и впредь никогда не будете заниматься разбоем, а я строго-настрого прикажу всем чиновникам не стеснять вас при проезде и в постое на квартирах, - молвил царь. - В память же благополучного окончания этого дела я велю построить здесь церковь, куда вы должны приходить молиться каждое воскресенье и благодарить Бога за то, что он вас избавил от такого тяжкого греха!»

На прощание Петр оставил разбойникам часть своей поклажи, сказав при этом: «Возьмите себе! Но только чтобы это было в последний раз, и больше не шалить, а не то худо будет! Прощайте, да помните свое обещание!».

Приехав в Воронеж, Петр немедленно сделал распоряжение о постройке на лихом месте каменной церкви, а село, где жили крестьяне-разбойники, было переименовано по имени царя в Петровское. Впрочем, в народе это название не прижилось и село стало Красным... Предание было записано в 1840-х годах со слов местных старожилов. Схожие сведения были взяты из «письменной летописи», которую вел священник местной, той самой «петровской», церкви.

Так было это событие на самом деле или нет? Несмотря на всю его кажущуюся невероятность, подобное происшествие могло случиться. Тому есть несколько доказательств: во-первых, село Красное и ныне существует в Елецком районе. Во-вторых, в конце 1708 года царь действительно ездил по Кавказскому тракту в Воронеж. В «Поденной записке Петра Великого» сообщается, что монарх прибыл в этот город в феврале 1709 года, где осматривал «карабельные работы».

Интересно, что спустя десять лет история практически повторилась: монарх подвергся нападению разбойников. 10 января 1718 года французский посланник при русском дворе де Лави зашифровал следующее сообщение: «Здесь (в Петербурге. - А. Е.) получено известие о том, что Царь прибыл в Москву... Говорят под секретом, что на дороге на Его Царское Величество напали разбойники и несколько из них были схвачены...».

Через три дня де Лави посылает еще одну депешу, в которой сообщает, что в Петербург приехал некий французский полковник, - надо полагать, очевидец события. Он уверял посланника, что в дороге Петр I встретил «множество врагов», из которых были схвачены двадцать человек.

Похоже, само провидение благоволило царю, который довольно безответственно относился к своей безопасности. Например, по свидетельству датского посланника Юста Юля, Петр иногда перемещался по столице в сопровождении лишь одного слуги. Но, возможно, после памятного инцидента под Ельцом царь решил усилить свою охрану, что и оправдало себя через десять лет на пути из Петербурга в Москву.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии