Песни после боя

Мелодии военного времени оказались удивительно долговечными

Не зря говорят: в песне – душа народа. Хоть война и принесла страшное горе, потери, лишения, но люди оставались людьми: они шутили, смеялись, любили даже в ту тяжкую пору. Все время войны композиторы и поэты сочиняли песни, они исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками.

Многие песни военного времени оказались настолько трогательными, добрыми и лиричными, что пережили свое время. Правда, чаще всего песня ассоциируется с исполнителем, менее известны авторы и история ее создания.

О том, какие песни особенно полюбились во время войны, мы говорим с культурологом и коллекционером Вадимом КУСТОВЫМ.

Песни после боя | Этот снимок, сделанный в 1943 году в Сталинграде фотографом Натальей Боде, – словно точная иллюстрация к знаменитым строкам Александра Твардовского из «Василия Теркина»: «Только взял боец трехрядку, //Сразу видно – гармонист...» Источник: waralbum.ru

Этот снимок, сделанный в 1943 году в Сталинграде фотографом Натальей Боде, – словно точная иллюстрация к знаменитым строкам Александра Твардовского из «Василия Теркина»: «Только взял боец трехрядку, //Сразу видно – гармонист...» Источник: waralbum.ru

– Вадим Михайлович, Великая Отечественная война вызвала к жизни много новых песен. Однако немало тех, что были написаны в дни мира, зазвучали с особой силой...

– Как замечал композитор Матвей Блантер, не было такого, что военные песни появились 22 июня 1941 года, а 9 мая 1945-го, в День Победы, они закончились. Действительно, порой со старыми песнями происходила неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные, они обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным.

Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, эти песни помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Яркий пример – песня «Моя любимая», ставшая одной из самых известных во время Великой Отечественной войны.


– Как же она родилась?

– Осенью 1939 года композитор Матвей Блантер, поэты Владимир Луговской и Евгений Долматовский участвовали в походе Красной армии в Западную Белоруссию. Они написали несколько песен, в том числе «Казаки-казаченьки», «Марш 52-й дивизии», и тогда же начали работать над песней, впоследствии и получившей название «Моя любимая».

Первый вариант стихов был неудачным, и Блантер, написав музыку, попросил поэтов сочинить другой текст. Но по горячим следам это не удалось, а вскоре Луговской вообще потерял интерес к сочинению песен. И уже позднее, в начале 1941 года, Долматовский написал известные нам сегодня слова «Я уходил тогда в поход...»

Кстати, интересная деталь: поначалу строка, ставшая названием песни, ее рефреном, звучала по-другому: «Любимая моя». Но однажды, работая над песней, композитор и поэт случайно спели «Моя любимая». И сразу поняли – так лучше, хотя мелодия потребовала другого, не совсем правильного ударения в слове «любимая». Но эта неправильность придала рефрену какое-то особое обаяние...


– Знаменитый вальс военных лет «Синий платочек» тоже ведь родился еще до войны?

– Да, действительно, музыку написал в 1940 году в Минске композитор Ежи Петерсбурский (кстати, он же автор музыки танго «Утомленное солнце»). После раздела Польши в 1939 году он оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке, а в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр.

Во время гастролей в Москве музыку услышал и поэт и драматург Яков Галицкий и написал к ней слова. Непритязательная лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером. Ее стали включать в свой репертуар известные исполнители. Песенку, в которой не было ни слова о войне, подхватили различные оркестры, она зазвучала на танцплощадках, где под нее в модном тогда вальсе кружились пары.

Однако во время войны «Синий платочек» получил второе рождение. Известна даже точная дата написания фронтового варианта «Синего платочка» – 9 апреля 1942 года. Его автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Максимов. Тогда к волховчанам в честь присвоения гвардейских званий отличившимся в боях частям и соединениям 54-й армии приехала замечательная певица Клавдия Шульженко и джаз-ансамбль Ленинградского ДК имени Кирова, которым руководил Владимир Коралли.

Максимову поручено было написать об этом отчет. Узнав о том, что он пишет стихи, Клавдия Ивановна сразу же предложила написать новый текст на музыку довоенной песни «Синий платочек», чтобы в нем были слова, созвучные времени. Потом был концерт в волховской школе, превращенной в госпиталь. Там впервые в исполнении Шульженко и прозвучал фронтовой вариант «Синего платочка»... Максимов изменил часть строк Галицкого на военный лад, а завершил песню словами: «Строчил пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».


– А знаменитая «Катюша»? Она ведь тоже звучала до войны?

– Да, впервые она была исполнена 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов. Автор музыки – Матвей Блантер, слов – Михаил Исаковский. «Катюша» издавалась еще до войны отдельным изданием текста с нотами...

Примеры довоенных песен можно продолжать. Возьмем любимую «Смуглянку» – она была частью сюиты, написанной в 1940 году композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времен Гражданской войны. А вся сюита посвящалась легендарному Григорию Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не была исполнена. Клавир ее оказался потерян, у авторов остались только черновики.

Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Александр Александров попросил песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай, но именно она особенно понравилась Александрову. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году...


– С первых дней битвы с врагом настоящим гимном стала песня «Священная война», начинавшаяся словами «Вставай, страна огромная!»...

– Разумеется. На третий день войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор Александров написал к ним музыку. По всей видимости, за основу он взял свою же мелодию, на которую еще в 1938-м была написана «Песня о Климе Ворошилове».

Как и «Священная война», 24 июня 1941 года была написана и сразу прозвучала по Ленинградскому радио песня «Играй, мой баян». Ее автором был Василий Соловьев-Седой. Вообще он был автором многих замечательных песен времен войны. У каждой из них – тоже своя история.

К примеру, песни «На солнечной поляночке» – название совсем не военное. Но именно с этой песни началось знакомство и сотрудничество композитора Соловьева-Седого с молодым поэтом Алексеем Фатьяновым. Встретились они в Оренбурге (тогда Чкалове) в 1942 году. Фатьянов заведовал тогда литературной частью в Ансамбле песни и пляски Южно-Уральского военного округа. «На солнечной поляночке» долго не находила своего исполнителя, пока ее не спел Ефрем Флакс.

А песня «Соловьи» навеяна реальными событиями. Однажды после боя Фатьянов с однополчанами услышали в роще, как вслед удаляющемуся рокоту самолетов защелкал соловей. Первоначально песня называлась «Пришла и к нам на фронт весна», в 1944 году Фатьянов показал ее Соловьеву-Седому, а в 1945-м она была исполнена Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской армии. Маршал Георгий Жуков называл ее в числе своих любимых песен, сказав о них: «Это бессмертные песни! В них отразилась большая душа народа».


– Одной из самых лиричных песен Великой Отечественной, без сомнения, можно считать «Темную ночь»...

– Известность ей принес киноактер Марк Бернес, исполнив ее в художественном фильме «Два бойца», снятом режиссером Леонидом Луковым в 1943 году. Легендарный военный фильм по повести Льва Славина «Мои земляки» рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат – Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы (его сыграл Марк Бернес), и Саши Свинцова – «Саши с Уралмаша» (роль исполнил Борис Андреев).

Картина была наполнена юмором, добротой и таким пониманием солдатской жизни, что пользовалась успехом долгие годы. «Два бойца» стал первым фильмом, утверждавшим, в общем-то, простую истину: на войне не только сражаются, на войне – живут...

Всем известна также песня «Давай закурим». Под таким названием 22 января 1942 года газета «Комсомольская правда» опубликовала стихотворение Ильи Френкеля с рисунком и подзаголовком «Песенка южного фронта». На стихи было написано более двадцати вариантов мелодий, но в песенной антологии осталось лишь сочинение композитора-фронтовика Модеста Табачникова. Он показал мелодию Шульженко, она исполнила песню 21 февраля 1943 года в Театре сатиры, после чего песня получила широкую известность.


– Бывало ли наоборот: песни, которые сегодня ассоциируются у нас с Великой Отечественной войной, прозвучали уже после нее?

– И такие примеры есть. Например, так произошло с песней «Огонек», написанной Исаковским. Впервые ее строки были опубликованы в газете «Правда» 19 апреля 1943 года, однако песня была записана на грампластинку и по радио прозвучала уже после войны. Авторство музыки ее точно не установлено, так что на пластинках указывалось «музыка народная».

Еще одна песня, которую мы воспринимаем как военную, была написана в 1945 году и впервые прозвучала уже после войны, в 1946 году, – «Пора в путь-дорогу». Автором музыки был Соловьев-Седой, слов – поэт-песенник Соломон Фогельсон. Прозвучала она в фильме «Небесный тихоход», вышедшем на экраны в 1946 году.


– Есть ли какие-то замечательные, но совершенно забытые военные песни?

– Малоизвестны песни морской тематики и партизанские. К примеру, популярна была еще «Песня балтийцев» («Запевай-ка, краснофлотский наш народ») на слова Лебедева-Кумача. Она родилась до войны, но не прозвучала широко. В 1942 году Соловьев-Седой предложил поэту Виктору Гусеву написать на эту музыку новые слова. Так родилась замечательная шуточная песня про Васю Крючкина и девушку Марусю – одна из немногих песен такого плана, получившая широчайшее распространение на фронте и в тылу... Начиналась она словами: «Вдоль квартала, вдоль квартала взвод шагал, Вася Крючкин подходяще запевал...»

К забытым песням можно отнести шуточную «Партизанскую бороду» – она была даже напета на пластинку Утесовым. И слова там были замечательные: «То разведка, то засада – стричься, бриться мне когда? Неизбежная досада – партизану борода». Не очень широко известны ныне «Сердце танкиста», «Ходу, ходу, братцы», а также «Песня смелых», «Песня гнева» – произведений с подобными названиями было написано немало...

В 1950 – 1960-х годах выходили сборники, посвященные песням военных лет. Они включали, как правило, сотню песен, считавшихся наиболее известными и популярными, но многие из них уже давно забыты. Сегодня сохранились лишь те из них, что звучали в кинофильмах, на радио и телевидении, были записаны на пластинки, их крутили на патефонах во дворах, пели за столом.


– В чем же секрет удивительной долговечности многих песен Великой Отечественной?

– Наш народ любит песни и любит их петь. В основном это даже не патриотические, а лирические и шуточные песни. Сохраняется память о войне – и сохраняются песни той поры. В них все совпадало – и слова, и музыка, и исполнение.

В наше время военные песни обретают вторую жизнь в современном исполнении. Но манера исполнения их все же отличается не только от исполнения того времени – Шульженко, Флакса, Бернеса, но даже таких певцов, как Кобзон, Хиль и Лещенко.


– Напомните, пожалуйста, о каком-нибудь курьезе, связанном с военными песнями.

– Дочка Лебедева-Кумача рассказывала о таком случае: ее отец служил тогда в наркомате флота, и как-то раз, выходя с очередного совещания, какой-то разгневанный майор бросил на ходу: «Все песенки пишите? А ведь их на фронте никто не исполняет». Поэт не нашелся, что ответить, и очень переживал. А вскоре написал стихи:

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

Так родилась песня «Только на фронте», ставшая очень популярной после исполнения ее в 1943 году Ефремом Флаксом...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (5452) от 06.05.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.