Главная городская газета

Песни после боя

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Песни после боя | Этот снимок, сделанный в 1943 году в Сталинграде фотографом Натальей Боде, – словно точная иллюстрация к знаменитым строкам Александра Твардовского из «Василия Теркина»: «Только взял боец трехрядку, //Сразу видно – гармонист...» Источник: waralbum.ru

Этот снимок, сделанный в 1943 году в Сталинграде фотографом Натальей Боде, – словно точная иллюстрация к знаменитым строкам Александра Твардовского из «Василия Теркина»: «Только взял боец трехрядку, //Сразу видно – гармонист...» Источник: waralbum.ru

Мелодии военного времени оказались удивительно долговечными

Не зря говорят: в песне – душа народа. Хоть война и принесла страшное горе, потери, лишения, но люди оставались людьми: они шутили, смеялись, любили даже в ту тяжкую пору. Все время войны композиторы и поэты сочиняли песни, они исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками.

Многие песни военного времени оказались настолько трогательными, добрыми и лиричными, что пережили свое время. Правда, чаще всего песня ассоциируется с исполнителем, менее известны авторы и история ее создания.

О том, какие песни особенно полюбились во время войны, мы говорим с культурологом и коллекционером Вадимом КУСТОВЫМ.

– Вадим Михайлович, Великая Отечественная война вызвала к жизни много новых песен. Однако немало тех, что были написаны в дни мира, зазвучали с особой силой...

– Как замечал композитор Матвей Блантер, не было такого, что военные песни появились 22 июня 1941 года, а 9 мая 1945-го, в День Победы, они закончились. Действительно, порой со старыми песнями происходила неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные, они обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным.

Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, эти песни помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Яркий пример – песня «Моя любимая», ставшая одной из самых известных во время Великой Отечественной войны.


– Как же она родилась?

– Осенью 1939 года композитор Матвей Блантер, поэты Владимир Луговской и Евгений Долматовский участвовали в походе Красной армии в Западную Белоруссию. Они написали несколько песен, в том числе «Казаки-казаченьки», «Марш 52-й дивизии», и тогда же начали работать над песней, впоследствии и получившей название «Моя любимая».

Первый вариант стихов был неудачным, и Блантер, написав музыку, попросил поэтов сочинить другой текст. Но по горячим следам это не удалось, а вскоре Луговской вообще потерял интерес к сочинению песен. И уже позднее, в начале 1941 года, Долматовский написал известные нам сегодня слова «Я уходил тогда в поход...»

Кстати, интересная деталь: поначалу строка, ставшая названием песни, ее рефреном, звучала по-другому: «Любимая моя». Но однажды, работая над песней, композитор и поэт случайно спели «Моя любимая». И сразу поняли – так лучше, хотя мелодия потребовала другого, не совсем правильного ударения в слове «любимая». Но эта неправильность придала рефрену какое-то особое обаяние...


– Знаменитый вальс военных лет «Синий платочек» тоже ведь родился еще до войны?

– Да, действительно, музыку написал в 1940 году в Минске композитор Ежи Петерсбурский (кстати, он же автор музыки танго «Утомленное солнце»). После раздела Польши в 1939 году он оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке, а в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр.

Во время гастролей в Москве музыку услышал и поэт и драматург Яков Галицкий и написал к ней слова. Непритязательная лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером. Ее стали включать в свой репертуар известные исполнители. Песенку, в которой не было ни слова о войне, подхватили различные оркестры, она зазвучала на танцплощадках, где под нее в модном тогда вальсе кружились пары.

Однако во время войны «Синий платочек» получил второе рождение. Известна даже точная дата написания фронтового варианта «Синего платочка» – 9 апреля 1942 года. Его автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Максимов. Тогда к волховчанам в честь присвоения гвардейских званий отличившимся в боях частям и соединениям 54-й армии приехала замечательная певица Клавдия Шульженко и джаз-ансамбль Ленинградского ДК имени Кирова, которым руководил Владимир Коралли.

Максимову поручено было написать об этом отчет. Узнав о том, что он пишет стихи, Клавдия Ивановна сразу же предложила написать новый текст на музыку довоенной песни «Синий платочек», чтобы в нем были слова, созвучные времени. Потом был концерт в волховской школе, превращенной в госпиталь. Там впервые в исполнении Шульженко и прозвучал фронтовой вариант «Синего платочка»... Максимов изменил часть строк Галицкого на военный лад, а завершил песню словами: «Строчил пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».


– А знаменитая «Катюша»? Она ведь тоже звучала до войны?

– Да, впервые она была исполнена 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов. Автор музыки – Матвей Блантер, слов – Михаил Исаковский. «Катюша» издавалась еще до войны отдельным изданием текста с нотами...

Примеры довоенных песен можно продолжать. Возьмем любимую «Смуглянку» – она была частью сюиты, написанной в 1940 году композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времен Гражданской войны. А вся сюита посвящалась легендарному Григорию Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не была исполнена. Клавир ее оказался потерян, у авторов остались только черновики.

Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Александр Александров попросил песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай, но именно она особенно понравилась Александрову. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году...


– С первых дней битвы с врагом настоящим гимном стала песня «Священная война», начинавшаяся словами «Вставай, страна огромная!»...

– Разумеется. На третий день войны, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор Александров написал к ним музыку. По всей видимости, за основу он взял свою же мелодию, на которую еще в 1938-м была написана «Песня о Климе Ворошилове».

Как и «Священная война», 24 июня 1941 года была написана и сразу прозвучала по Ленинградскому радио песня «Играй, мой баян». Ее автором был Василий Соловьев-Седой. Вообще он был автором многих замечательных песен времен войны. У каждой из них – тоже своя история.

К примеру, песни «На солнечной поляночке» – название совсем не военное. Но именно с этой песни началось знакомство и сотрудничество композитора Соловьева-Седого с молодым поэтом Алексеем Фатьяновым. Встретились они в Оренбурге (тогда Чкалове) в 1942 году. Фатьянов заведовал тогда литературной частью в Ансамбле песни и пляски Южно-Уральского военного округа. «На солнечной поляночке» долго не находила своего исполнителя, пока ее не спел Ефрем Флакс.

А песня «Соловьи» навеяна реальными событиями. Однажды после боя Фатьянов с однополчанами услышали в роще, как вслед удаляющемуся рокоту самолетов защелкал соловей. Первоначально песня называлась «Пришла и к нам на фронт весна», в 1944 году Фатьянов показал ее Соловьеву-Седому, а в 1945-м она была исполнена Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской армии. Маршал Георгий Жуков называл ее в числе своих любимых песен, сказав о них: «Это бессмертные песни! В них отразилась большая душа народа».


– Одной из самых лиричных песен Великой Отечественной, без сомнения, можно считать «Темную ночь»...

– Известность ей принес киноактер Марк Бернес, исполнив ее в художественном фильме «Два бойца», снятом режиссером Леонидом Луковым в 1943 году. Легендарный военный фильм по повести Льва Славина «Мои земляки» рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат – Аркадия Дзюбина, неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы (его сыграл Марк Бернес), и Саши Свинцова – «Саши с Уралмаша» (роль исполнил Борис Андреев).

Картина была наполнена юмором, добротой и таким пониманием солдатской жизни, что пользовалась успехом долгие годы. «Два бойца» стал первым фильмом, утверждавшим, в общем-то, простую истину: на войне не только сражаются, на войне – живут...

Всем известна также песня «Давай закурим». Под таким названием 22 января 1942 года газета «Комсомольская правда» опубликовала стихотворение Ильи Френкеля с рисунком и подзаголовком «Песенка южного фронта». На стихи было написано более двадцати вариантов мелодий, но в песенной антологии осталось лишь сочинение композитора-фронтовика Модеста Табачникова. Он показал мелодию Шульженко, она исполнила песню 21 февраля 1943 года в Театре сатиры, после чего песня получила широкую известность.


– Бывало ли наоборот: песни, которые сегодня ассоциируются у нас с Великой Отечественной войной, прозвучали уже после нее?

– И такие примеры есть. Например, так произошло с песней «Огонек», написанной Исаковским. Впервые ее строки были опубликованы в газете «Правда» 19 апреля 1943 года, однако песня была записана на грампластинку и по радио прозвучала уже после войны. Авторство музыки ее точно не установлено, так что на пластинках указывалось «музыка народная».

Еще одна песня, которую мы воспринимаем как военную, была написана в 1945 году и впервые прозвучала уже после войны, в 1946 году, – «Пора в путь-дорогу». Автором музыки был Соловьев-Седой, слов – поэт-песенник Соломон Фогельсон. Прозвучала она в фильме «Небесный тихоход», вышедшем на экраны в 1946 году.


– Есть ли какие-то замечательные, но совершенно забытые военные песни?

– Малоизвестны песни морской тематики и партизанские. К примеру, популярна была еще «Песня балтийцев» («Запевай-ка, краснофлотский наш народ») на слова Лебедева-Кумача. Она родилась до войны, но не прозвучала широко. В 1942 году Соловьев-Седой предложил поэту Виктору Гусеву написать на эту музыку новые слова. Так родилась замечательная шуточная песня про Васю Крючкина и девушку Марусю – одна из немногих песен такого плана, получившая широчайшее распространение на фронте и в тылу... Начиналась она словами: «Вдоль квартала, вдоль квартала взвод шагал, Вася Крючкин подходяще запевал...»

К забытым песням можно отнести шуточную «Партизанскую бороду» – она была даже напета на пластинку Утесовым. И слова там были замечательные: «То разведка, то засада – стричься, бриться мне когда? Неизбежная досада – партизану борода». Не очень широко известны ныне «Сердце танкиста», «Ходу, ходу, братцы», а также «Песня смелых», «Песня гнева» – произведений с подобными названиями было написано немало...

В 1950 – 1960-х годах выходили сборники, посвященные песням военных лет. Они включали, как правило, сотню песен, считавшихся наиболее известными и популярными, но многие из них уже давно забыты. Сегодня сохранились лишь те из них, что звучали в кинофильмах, на радио и телевидении, были записаны на пластинки, их крутили на патефонах во дворах, пели за столом.


– В чем же секрет удивительной долговечности многих песен Великой Отечественной?

– Наш народ любит песни и любит их петь. В основном это даже не патриотические, а лирические и шуточные песни. Сохраняется память о войне – и сохраняются песни той поры. В них все совпадало – и слова, и музыка, и исполнение.

В наше время военные песни обретают вторую жизнь в современном исполнении. Но манера исполнения их все же отличается не только от исполнения того времени – Шульженко, Флакса, Бернеса, но даже таких певцов, как Кобзон, Хиль и Лещенко.


– Напомните, пожалуйста, о каком-нибудь курьезе, связанном с военными песнями.

– Дочка Лебедева-Кумача рассказывала о таком случае: ее отец служил тогда в наркомате флота, и как-то раз, выходя с очередного совещания, какой-то разгневанный майор бросил на ходу: «Все песенки пишите? А ведь их на фронте никто не исполняет». Поэт не нашелся, что ответить, и очень переживал. А вскоре написал стихи:

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

Так родилась песня «Только на фронте», ставшая очень популярной после исполнения ее в 1943 году Ефремом Флаксом...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook