Главная городская газета

Пьеса и концерт «в пользу увечных»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Судьбу восстания решили в Лесном

Прогулки по городу: Болотная ул., 13 Читать полностью

Театральная оплеуха

Дебютный показ «Маленького Фауста» на сцене Михайловского театра состоялся в самый разгар судебной тяжбы, 12 октября 1869 года. Читать полностью

Партбилет как библия

О чем мечтал и к чему стремился «новый человек» Читать полностью

Двенадцатый

После побега выжить удалось только ему одному Читать полностью

Автограф на стене

Звука выстрела Алексей не расслышал, только почувствовал, как дрогнула под ногами земля и горячая волна швырнула его на дно оврага. Читать полностью

Блокадный конь Васька

C группой выздоравливающих был отправлен для окончательной поправки здоровья «на природу» - Карельский перешеек... Читать полностью
Реклама
Реклама
Пьеса и концерт «в пользу увечных» | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

На протяжении почти столетия непременной петербургской традицией были «инвалидные концерты». Они ежегодно проводились 19 марта в честь победоносного вступления русских войск в Париж в 1814 году. Инициатором «проекта» был чиновник Министерства юстиции, писатель и масон Павел Павлович Пезоровиус. Сборы от концертов составляли «инвалидный капитал» - он расходовался в пользу защитников Отечества, получивших ранения и увечья в войне против Наполеона.

Первый, отчасти пробный, вокально-инструментальный концерт в пользу инвалидов состоялся еще в ноябре 1813 года в зале петербургского Филармонического общества на Невском проспекте. В нем участвовали артисты императорских театров и гвардейские музыканты.

В 1814 - 1815 годах концерты в пользу увечных воинов проводили отдельные театры, общества и частные благотворители. Спустя еще год дело взяло в свои руки правительство. Император создал комитет для помощи неимущим и увечным генералам и офицерам, а также утвердил закон «об обязательных источниках пополнения средств» этой организации.

Среди прочего этот закон предписывал всем театрам давать «в пользу увечных одну пьесу и один концерт в год». Местами проведения являлись Большой, Александринский и Мариинский театры. Наряду с артистами императорских театров в концертах участвовали оркестры Семеновского и Преображенского полков, а также певчие Измайловского полка. Общее руководство инвалидными концертами осуществлял главный капельмейстер гвардейских полков.

В программу входили произведения, аранжированные для духового оркестра. Обязательным номером были куплеты К. Кавоса, написанные в честь вступления русских войск в Париж: «Наш Александр Благословленный, // Тебе признательность веков. // Твой мощный глас, твой меч победный // Спасли Европу от оков». Начиная с 1834 года концерты завершались гимном «Боже, царя храни».

Н. В. Гоголь в «Петербургский записках 1836 года» отмечал: «Огромный концерт в пользу инвалидов всегда бывает величествен: четыреста музыкантов! Это что-то могущественное. Когда согласный ропот четырехсот звуков раздается под дрожащими сводами, тогда мне кажется, сама мелкая душа слушателя должна вздрогнуть необыкновенным содроганием».

Такими впечатляющими инвалидные концерты оставались на всем протяжении своего существования. В последний раз подобная акция состоялась в марте 1916 года в Мариинском театре. В концерте участвовали свыше 700 музыкантов гвардейских войск, более 400 полковых певчих, соединенный оркестр солдат-балалаечников под управлением В. А. Андреева (250 человек), певчие придворной певческой капеллы, солисты - всего около полутора тысяч человек.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook