Пьеса как оружие в борьбе. Страницы истории ленинградского Ленкома

«Холщовые штаны», «Гапон», «Хулиган», «Контра» — так назывались пьесы молодых советских драматургов, составившие репертуар ленинградского Красного театра. Авторы страстно искали новые средства выразительности, дробили спектакли на короткие эпизоды, свободно перемещая действие во времени и пространстве. Поэтому при постановке использовали условные сценические решения, отказ от подробностей быта, обстановки…

Пьеса как оружие в борьбе. Страницы истории ленинградского Ленкома | ФОТО Liam McGarry on Unsplash

ФОТО Liam McGarry on Unsplash

Открылся же театр в октябре 1924 года спектаклем «Джон Рид». Коллектив составили молодые профессиональные актеры. Художественным руководителем труппы был Григорий Авлов — режиссер, критик и педагог, начавший свою театральную карьеру еще до революции в Первом Передвижном драматическом театре.

Руководство театром осуществлял режиссер Вениамин Вольф — редактор иллюстрированного театрального журнала «Рабочий и театр». Главным режиссером с 1927 года выступал Евгений Гаккель, впоследствии — главный режиссер Казанского большого драматического театра, а позже режиссер Ленинградского драматического.

В первые годы существования Красного театра его спектакли проходили на сцене в Большом зале Консерватории. Позже театр стал передвижным. Это произошло в 1926 году, после его объединения с театром «Красный молот».

Особая страница истории связана с участием Красного теат­ра в государственной кампании по борьбе с пьянством, тем более что как раз в сентябре 1926 года вышел декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы по борьбе с алкоголизмом».

«Откликом» театра стал спектакль «Пьяный круг» по одноименной пьесе Леонида Любашевского (литературный псевдоним Даниил Дэль). Сюжет разворачивался вокруг сына прокурора Глебова, который затосковал по «красивой жизни» и запил. Однажды вечером спьяну он утащил чертежи и расчеты важного изобретения, которые доверил ему товарищ. На следующий день снова пьяный он получил от агента-вредителя указание сжечь эти чертежи. То, что было накануне трагической несчастной случайностью, стало политическим преступлением. Пьяный круг замкнулся тюрьмой.

Премьера спектакля состоялась в декабре 1928 года, и эта постановка получила позитивные отзывы в периодической печати. «Спектакль этот — двойная победа. Это несомненное достижение передового клубного театра, давшего тщательно сработанную и изобретательно проведенную постановку, и в то же время первый документ художественной антиалкогольной агитации… Рассказанный своеобразным, острым театральным языком, сильный не только с текстово-постановочной, но и с актерской стороны, спектакль оставляет, в целом, сильное впечатление», — отмечалось в «Ленинградской правде».

На страницах «Красной газеты» говорилось, что «пьеса несомненно явится острым идеологическим и вполне художественно-оточенным оружием в борьбе против черного пьяного круга, завлекающего в свое роковое болото даже ­неустойчивых одиночек из революционной молодежи».

Спектакль продержался на сцене Красного театра два сезона, получил широкий отклик в рабочих коллективах Ленинграда и Москвы, где он был показан во время гастролей. Обществом борьбы с алкоголизмом был даже устроен специальный диспут, посвященный пьесе «Пьяный круг», на котором было предложено использовать ее содержание для киносценария.

В августе 1930 года Красный театр получил стационарное помещение Драматического театра Госнардома в парке имени Ленина (ныне Александровский парк), приняв к себе в труппу часть артистов этого театра. Спустя еще шесть лет Красный театр был слит с Театром рабочей молодежи (ТРАМ), а немногим позже коллективу было присвоено наименование Государственного театра имени Ленинского комсомола В 1991 году он сменил его на «Балтийский дом».

Читайте также:

В Новую Ладогу пойдёшь — на ярмарку попадёшь. Возрождение «самой большой ярмарки в губернии»

О вреде пьянства. Фильм Ханжонкова демонстрировали в храме даже во время Великого поста


#история #театр #Ленком

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7758) от 27.09.2024 под заголовком «Пьеса как оружие в борьбе».


Комментарии