Только на сайте

Первый в России детский мировой судья

Проблема воспитания социально запущенных детей и подростков особенно остро была поставлена в отечественной педагогической науке и практике в 1910 – 1930-е годы.

Первый в России детский мировой судья  | Фото из работы автора

Фото из работы автора

VII региональная олимпиада по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2018 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнила работу: Васильева Вероника, 8 класс 

Первый детский мировой судья - Николай Александрович Окунев

Проблема воспитания социально запущенных детей и подростков особенно остро была поставлена в отечественной педагогической науке и практике в 1910 – 1930-е годы.

Возникнув в дореволюционной России, детская беспризорность во время Первой Мировой войны расширилась, в условиях Гражданской войны еще более увеличилась. Передовые общественные деятели, педагоги на протяжении многих десятилетий обращались к проблемам защиты детей и подростков, устранения беспризорности и безнадзорности.

Одним из тех, кто занимался данной деятельностью в 1910-1930-е годы и внес большой вклад в воспитание детей того времени, являлся известный специалист в области детского права, первый в России детский мировой судья – Николай Александрович Окунев, уделявший воспитательно-исправительным заведениям для несовершеннолетних много сил и времени.

Он добивался особого отношения к малолетним преступникам, создания особых камер для несовершеннолетних правонарушителей, обратив внимание на то обстоятельство, что общение с взрослыми преступниками негативно действует на детей.

Объектом исследования является преступность малолетних в 1910-1930-е годы.

Предметом исследования является деятельность мирового судьи Н.А. Окунева.

Период исследования – 1910-1930.

Глава 1. Из биографии мирового судьи Н.А. Окунева

Как свидетельствуют архивные документы, Николай Александрович Окунев родился 1 января 1858 года в Устюженском уезде Новгородской Губернии, в дворянской семье. Все свое детство провел в деревне. Курс среднего образования получил в Петербурге в 7-ой Гимназии (основана в 1862году, находилась на 12 линии ВО, 5), преобразованной в 1872 году в 1-е Реальное Училище. Экзамен об окончании курса сдал экстерном во 2-ом Реальном училище.

1 июня 1881 года Окунев был арестован и отдан административным порядком на три года под гласный надзор полиции с обязательством проживания в г. Устюжне Новгородской губернии. Все это произошло в результате обнаружения у него запрещенных материалов. Данные события произошли в его родном городе Устюжне, в том месте, где он проживал в тот момент. В то время такое обнаружение не считалось чем-то очень серьезным, но от административной ответственности не отказались.

Несмотря на свое положение, Окунев старался получить хорошее образование. За время нахождения в Устюжне, он прошел курс юридического факультета, изучая материал в домашних условиях.

После освобождения Окунева 13 Октября 1884 года Устюжинским Уездным Земским Собранием, он в возрасте 26 лет, был избран на должность участкового мирового судьи. В то время мировой судья имел большие права. На рассмотрение мирового судьи поступали серьезные дела и обвинения, а также документы, требующие публичного рассмотрения. Он имел все права на избрание, так как имел подходящее образование, а также соответствовал возрастному и имущественному цензу. И хотя Сенат в своем указе упоминал, что Окунев состоял под гласным надзором полиции, но назначенный срок отбыл до времени выборов в мировые судьи. Эту должность Окунев занимал вплоть до 1890 года.

23 Января 1890 года Окунев вновь был избран Новгородским Губернским Земским Собранием, но на должность Члена Новгородской Губернской Земской Управы. Н.А. Окунев стал заведующим народным образованием, школами, педагогическими курсами и учительскими семинариями.

В 1880-е годы появляются его первые статьи, посвященные вопросам крестьянства, земства, охране детства. Они были опубликованы в газете «Страна» в августе 1880 года. Его статьи на тему «охраны детства» – в журнале Министерства Юстиции, в «Тюремном Вестнике», а также в журнале «Призрение и Благотворительность».

27 Октября 1893 года Санкт-Петербургской Городской Думой Н.А. Окунев был избран на должность Санкт-Петербургского Столичного Участкового Мирового Судьи.

Начиная с 1896 года, Окунев стал избираться Мировым Судьей также в Юридическую Комиссию, существовавшую для рассмотрения более сложных юридических вопросов, а составом этой комиссии избирался ее председателем.

В дальнейшие годы, исполняя обязанности Мирового Судьи, Окунев будет искать подходы к созданию особых судов для несовершеннолетних. 

Глава 2. Деятельность Н.А. Окунева по созданию Особого суда для несовершеннолетних

Еще в первые годы своей судебной деятельности Окунев обратил внимание на то, как вредно действует на детей общение с взрослыми преступниками на суде и в домах предварительного заключения: «Опыт доказал, что, вступая в тюрьмы, молодежь скоро привыкает к их обстановке, отучается владеть собою и выходит оттуда искалеченной физически, умственно и нравственно». 

С тех пор всю свою жизнь Николай Александрович Окунев упорно добивался создания для малолетних нарушителей особых учреждений и особого суда. Первый в мире суд по делам несовершеннолетних был учрежден в 1899 году в Чикаго (США). В России (Петербург), Особый суд для несовершеннолетних был учрежден в 1910 году, однако, исправительно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних получили развитие значительно раньше – в середине 1860-х годов. Проект о замене тюремного заключения для малолетних преступников исправительным воспитанием в Земледельческих колониях и ремесленных приютах был Высочайше утвержден 5 декабря 1866 года. Первая в России Земледельческая колония и ремесленный приют для малолетних преступников открылись под Петербургом вблизи Ржевки в 1871 году.

Однако, широкого распространения воспитательно-исправительные учреждения для несовершеннолетних не получили. Подходы к их созданию появились, благодаря радеющим за дело педагогам и юристам П.И. Люблинскому, Н.А. Окуневу и другим только в 1900-е годы. В декабре 1907 года, вышло Положение о воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних. Целью их создания было нравственное исправление и подготовка несовершеннолетних к честной трудовой жизни. Эти учреждения давали детям первоначальное общее образование, а также практические познания. Окунев был заинтересован в создании подобных учреждений в России: «Чрезвычайно важно, чтобы закон об исправительно-работных домах не только был издан, но чтобы он получил также и насколько возможно широкое применение». Что касается поступления или принятия в работные дома, то считал, что если преступление совершено до 17 лет, то работные дома совсем не должны применяться, здесь необходимы исключительно воспитательно-исправительные заведения.

В 1908 году Окунев начал ездить на Международные Конгрессы по вопросам Патроната и Судов по делам о малолетних. В 1908 году совершил длительную поездку по Англии, Шотландии и Германии ради ознакомления на месте с работой воспитательно-исправительных заведений и только что начавших открываться особых детских судов. В результате своих поездок появились напечатанные Окуневым отчеты, доклады, описания учреждений и т.д.[5, с.9] На съезде представителей воспитательно-исправительных учреждений России в 1908 году была высказана идея создания особых судов для несовершеннолетних. В октябре 1908 года на заседании Санкт-Петербургского общества патроната по инициативе председателя общества профессора И. Я. Фойницкого была избрана комиссия по вопросу о введении в России особого суда по делам о несовершеннолетних. Комиссия создавалась для разработки положения об особых судах. В ее состав входили: профессор И.Я. Фойницкий, приват-доцент П.И. Люблинский, мировые судьи А.М. Беллямин и Н.А. Окунев.

Как писал известный юрист А.Ф. Кони, основной задачей особых судов для несовершеннолетних являлась: «Помешать совершению преступлений. Надо исправить, укрепить и охранить от падения всех тех, кто мог бы стать преступником...».

Доклад Комиссии по введению особого суда для малолетних был представлен в Городскую Думу и Министерство Юстиции в конце 1909 года. Первый в России особый суд по делам малолетних был открыт в Петербурге 21 января 1910 года.

Городская дума Санкт-Петербурга выделила необходимые средства на создание и функционирование суда, а мировой суд избрал на должность особого судьи по делам несовершеннолетних Н. А. Окунева.Располагался суд на Екатерингофском проспекте, 4. (приложение 1) 3 Декабря 1909 года Санкт-Петербургский Столичный Мировой Съезд сделал постановление об учреждении особой камеры для малолетних, избрав на должность заведующего этой камерой Н.А. Окунева. Таким образом, на долю Н.А. Окунева выпало дело организации особого суда для малолетних, привлечение к нему сотрудников-попечителей, участие во всех учреждениях по охране малолетних в качестве Председателя Общества Воспитательно-Исправительных приютов и заведующего особым судом для малолетних.

Нормативной базой для деятельности судов служил Закон об ответственности малолетних и несовершеннолетних от 2 июня 1897 года, отдельного закона о «детских» судах не было. Особенность судов для малолетних — исключение гласности (кроме оглашения приговора), упрощение форм и обрядов производства, присутствие при разбирательстве поручителей, которые принимали участие в предварительном следствии.

В 1913 году П. И. Люблинский совместно с Н. А. Окуневым разработали новый закон об ответственности малолетних. Данный проект был представлен на Первом Всероссийском съезде деятелей по вопросу суда для малолетних в декабре того же года. Проект был положен в основу работы комиссии Временного правительства по реформе уголовного законодательства. Он был частично включен в «Положение о попечительных судах для малолетних», оставшееся неосуществленным. 

К 1917 году «детские» суды уже функционировали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Либаве, Риге, Томске, Саратове и других городах России. После Октябрьской революции суды для малолетних прекратили свою деятельность. В должности заведующего особым судом по делам малолетних Н.А. Окунев оставался вплоть до 1918 года, когда все прежние суды были закрыты, а дело охраны несовершеннолетних передано в Комиссариат Социального Обеспечения.

Глава 3. Н.А. Окунев и Земледельческая колония за Ржевкой

Начиная с 1910 года, мировой судья Н.А. Окунев активно сотрудничал с Петербургской Земледельческой колонией, куда по его приговору отправляли малолетних правонарушителей, стараясь улучшить жизнь воспитанников.

Петербургская Земледельческая колония и Ремесленный приют были учреждены 7 июня 1871 года. Первых воспитанников колония, расположенная в живописном месте за станцией Ржевка приняла 10 октября 1871 года.

В 1910-е годы здесь было более трехсот малолетних преступников. Это было заведение не карательного, а воспитательно-учебного типа. Здесь запрещались жестокие наказания, считалось, что научить и исправить поведение ребят можно только посредством трудовой деятельности.

Во главе колонии в это время находился Михаил Павлович Беклешов, происходивший из знаменитой псковской дворянской семьи, в которой были даже декабристы. Беклешов так характеризовал важность деятельности: «Война ведется не только на границах государства, война ведется и внутри страны: с невежеством, беднотой и их законным детищем – преступностью». Именно этого мнения придерживался и Н.А. Окунев, осуществляя свои цели.

Окунев опирался на выдающихся психиатров, специалистов по детской психологии. В первую очередь была составлена новая программа обучения, в которую входили новшества, не встречающиеся ранее при работе с малолетними правонарушителями. Окунев утверждал, что должно быть как можно меньше «тюремщины», никаких решеток, сторожевых собак. Даже форма детей, по мнению Окунева, не должна была быть похожа на тюремную, а должна была соответствовать школьному уставу.

В своих действиях Окунев следовал определенному принципу: ни в коем случае не давать детям времени предаваться мечтам и строить планы преступления. Утро начиналось с подъема, утренней молитвы, школьных занятий, после обеда был предусмотрен спортивный час. Дети играли в городки, в рюхи или лапту. Вечером предполагались хоровые спевки, разучивание пьес, дети занимались ручным трудом и другими делами.

Интересный эпизод, характеризующий отношение Окунева к воспитанникам, описывает А.Н. Андреев – сын учителей колонии, который взрослел рядом с малолетними правонарушителями. Дело касалось побега из колонии 26 мальчиков. Директор колонии М.П. Беклешов обратился к мировому судье Н.А. Окуневу и в полицию. Когда сбежавших встретили, их спросили: «Почему вы убежали?». На что они ответили: «Знаете, весна и такой дух, хочется путешествовать». «А, путешествовать хочется, - сказал Окунев, - почему же не сказали, мы бы могли организовать поездку в Петербург». Согласились вернуться не все. Тогда Окунев и директор решили, что те, кто вернулись, наказаны не будут, а тех, кого поймают, ждет наказание. Приехав на Ржевку, ребята пошли на разговор к Окуневу, но суровому наказанию не подвергались.

В 1914 году колония была переведена в имение Рерихов в Изваре, где в 1918 году прекратила свое существование.

Зная положительную статистику о будущем ребят, покинувших особые приюты для несовершеннолетних преступников, Окунев писал, что чрезвычайно важно, чтобы закон об исправительно-работных домах получил насколько возможно широкое применение.

Глава 4. Деятельность Н.А. Окунева в Отделении СПОН Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена

В июле 1918 года Окунев был зачислен на штатную должность инструктора Отдела Детский Дефективности с переименованием потом инспектором в Отдел Социального Воспитания Ленинградского Отдела Народного Образования.

Далее в жизни Николая Александровича Окунева последовало большое число событий, связанных с развитием идеи организации защиты несовершеннолетних в новых условиях: он проводил педагогические беседы для трудно-воспитуемых детей, читал лекции по курсу: «Борьба с детской беспризорностью и преступностью».

В 1920 году Окунев занял должность инструктора по устройству Детских Домов для трудно-воспитуемых детей, но главным событием стало назначение на должность ассистента по Отделению СПОН в Ленинградский Педагогический Институт имени А.И. Герцена.

Система СПОН – социально-правовой охраны несовершеннолетних начала формироваться в 1918 году. Она включала мероприятия государства, направленные на помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

Отделение СПОН с 4-годичным обучением было открыто в 1922 году Петроградским институтом социального воспитания и Московским институтом детской дефективности. С 1925 года состояло при Ленинградском педагогическом институте имени А.И. Герцена.

Отделение СПОН делилось на два цикла: для работников с социально-правовой подготовкой и для педагогов-воспитателей. Н.А. Окунев был определен к работникам социально-правовой подготовки. Ему было не сложно привыкнуть к новой должности, ведь он потратил большую часть своей жизни во благо детям.

Для Окунева данное предложение стало значимым событием, он продолжал заниматься делом, которому посвятил всю жизнь, но уже подготавливая для него новые кадры. Среди коллег Окунева были известные юристы и педагоги: профессор П.Г. Бельский, ассистент В.Н. Сорока-Росинский, профессор П.И. Люблинский, ассистент В.Н. Никольский, ассистент М.П. Беклешов и другие. Отделения СПОН в высших учебных заведениях, существовавшие до начала 1930-х годов, были закрыты в связи с ликвидацией массовой детской беспризорности в стране.

Одно из двух последних свидетельств, об Окуневе, поездка Н.А. Окунева вместе с В.Н. Сорока-Росинским и группой студентов в 1926 году в Москву для посещения школ для трудновоспитуемых.

Еще одно свидетельство о Н.А. Окуневе – свидетельство студента отделения СПОН – выпускника 1927 года В. Бабычева. Характеризуя его дореволюционную деятельность, Бабычев писал, что своей деятельность Окунев давал шанс каждому ребенку осмыслить свои действия вне контакта со взрослыми заключенными. Считал, что избежание тюрьмы в столь раннем возрасте, может положительно сказаться на будущем каждого малолетнего преступника, и что многие из них смогут получить достойные профессии и больше никогда не совершать уголовные преступления.

В адресных книгах Петербурга-Петрограда-Ленинграда Н.А. Окунев не значится. Очевидно, жил в съемном жилье. Единственный адрес, который удалось установить – адрес, указанный в представлении Н.А. Окунева на должность научного работника по кафедре СПОН Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена в 1929 году: улица Герцена, д.33, кв.19. Н.А. Окунев связан своей деятельностью со зданием на Екатерингофском пр., 4, где располагался Особый суд для несовершеннолетних. Бывал он и в Земледельческой колонии на Ржевке, от которой не сохранилось никаких построек. Другие адреса Н.А. Окунева неизвестны, как неизвестна и дальнейшая судьба. Позднее 1929 года сведений о Н.А. Окуневе ни в архивных документах, ни в литературе не встречается.

Заключение

Николай Александрович Окунев (1858-?) был первым мировым судьей по делам несовершеннолетних в России (1910-1918), одним из инициаторов создания особых судов и распространения исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

В эти же годы особые суды для несовершеннолетних действовали еще в ряде городов России, но все они после революции прекратили свое существование и никогда не возобновлялись.

После революции Н. А. Окунев занимался проблемами помощи несовершеннолетним уже в новых условиях, занимая разные должности, привнеся значительный вклад в дело развития отделения СПОН Ленинградского Педагогического института им. А.И. Герцена.


На основе анализа архивных источников, произведений Н.А. Окунева и литературы по теме, можно прийти к следующим выводам:

  • Опыт российских юристов, педагогов и общественных деятелей дореволюционной России по созданию особых условий по охране несовершеннолетних правонарушителей бесценен. Он требует дальнейшего изучения и возможной адаптации в современных условиях в целях предупреждения преступности несовершеннолетних.

  • Деятельность Н.А. Окунева на посту мирового судьи по делам несовершеннолетних, ассистента отделения СПОН Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, другой деятельности является примером бескорыстного служения и преданности делу.

  • Подвижническая кропотливая работа Н.А. Окунева по улучшению жизни малолетних правонарушителей, являлась главным смыслом его жизни долгие годы. Его общение с малолетними правонарушителями при вынесении приговоров, воспитанниками Земледельческой колонией на Ржевке является образцом гуманного и внимательного отношения к детям и подростка.

  • Несмотря на неблагоприятное начало жизни (заключение под домашний арест), он продолжал трудиться, получив хорошее образование. Вследствие этого смог изменить не только свою жизнь, но способствовать изменению жизни детей, оставшихся без попечения взрослых. Возможно, именно эти личные обстоятельства ранней юности, способствовали выбору направления деятельности в дальнейшем.


#краеведение #олимпиада #школьники

Комментарии