Первый объемный. О строительном эксперименте в Ленинграде 1960 года

60 лет назад в Ленинграде был проведен уникальный строительный эксперимент. С 11 ноября по 1 декабря 1960 года на одну из стройплощадок города, на Лиственную улицу привозили самые крупные в истории Ленинграда строительные детали для жилого дома. Не части стен, не стены и не перекрытия, а большие объемные элементы в виде целой комнаты.

Первый объемный. О строительном эксперименте в Ленинграде 1960 года |

Интереснейшая эпоха экспериментов в строительстве в конце 1950-начале 1960-х гг. ознаменовалась яркими конструктивно-технологическими находками. В их числе и технология объемно-блочного домостроения. В чем ее суть? В более глубокой, чем панельное домостроение, индустриализации процесса. То есть, это когда на заводе выполняются не просто отдельные стены, а уже целая комната, а то и две, собранные в объемный элемент, наполненный и коммуникациями. В Ленинграде был принят наиболее рациональный вариант – это собирать такой объемный элемент из панелей. За основу были взяты панели Обуховского домостроительного комбината и полностью переработаны.

эскиз - 2.jpg

Проект этого дома был разработан в отделе экспериментального проектирования треста Ленинградоргстрой под руководством архитектора Льва Хаймовича Рабиновича. В значительной степени он является повторением (но не копией) такого же двухэтажного домика, возведенного в Москве, в районе Люблино в 1959 году. Тогда этот метод проходил экспериментальную проверку и наладку на серийное производство. В Ленинграде было решено строить такой дом на Поклонной Горе – на окраине города, где еще не было широко развернуто массовое строительство – на экспериментальной площадке Ленинградоргстроя. Дом спланирован двухэтажным их 28 блок-коробок. Здание состоит из блок-коробок шести типов.  В их числе три типа жилых блок-комнат, площадью 18 и 11 кв.м., санитарно-кухонной блок-коробки и два типа блоков лестничной клетки.

монтаж-1.jpg

Собирался этот дом максимально возможно на заводе, что само по себе является фактом, заслуживающим уважения, поскольку на заводе можно сделать всё с максимальной точностью и высоким качеством.  Все работы по производству и сборке элементов блок-коробок, их частичной отделке и оснащению санитарно-техническими и электротехническими устройствами выполнялись на заводе железобетонных изделий №12 треста «Стройдеталь-81» Главленинградстроя. Стены – из керамзитобетона марки «150». Полностью оснащенная блок-коробка транспортировалась автомобильным трейлером на монтажную площадку и монтировалась краном на проектные отметки.

монтаж-3.jpg

При установке смежных блоков каждого этажа, между несущими перегородками оставался воздушный зазор в 4 см., обеспечивающий звукоизоляцию внутренних ограждений. В междуэтажном перекрытии между потолком нижнего и полом верхнего этажа также оставался воздушный зазор. И это вообще особенность этого дома – у него почти везде «двойные» стены – то есть между соседними стенами есть воздушная прослойка. И по результатам проведенных наблюдений и отзывам жильцов звукоизоляция у этого дома на очень достойном уровне – соседей не слышно, чего нельзя сказать про современные монолитные и кирпичные дома. Как рассказывают нынешние жители дома – этот домик отличается действительно хорошей звукоизоляцией. Что любопытно, как говорит одна из жительниц – до 1990-х годов в тихое время суток было чуть слышно как под землей идет метро (под толщей Поклонной горы!), но после того, как дополнительно забетонировали полы в подвале, шум от метро полностью исчез. С окончанием сборки этажа навешивались торцовые утепленные панели, все стыки блок-коробок замоноличивались, а швы по фасаду здания расшивались.

DSC_7288.JPG

Еще одна интересная особенность – отопление дома, оно было воздушное. Подогретый воздух от теплового канала, устроенного в техническом подполье дома, подавался по вертикальным трубам к отдушинам в жилые комнаты. К сожалению, уникальную систему отключили в 1980-е годы, когда дом подключили к обычной водяной системе с установкой радиаторов (батарей) в квартирах.

Монтажные работы были проведены с 11 по 27 ноября и еще неделя потребовалась для окончательной отделки и подключения дома. Таким образом, скорость возведения дома по этой технологии оказывалась в 6 раз быстрее аналогичного панельного и в 10 раз – кирпичного! Перед этим методом открывались очень заманчивые перспективы. И, забегая чуть вперед, отмечу, что в Москве в 1962-1965 годах будет возведен целый квартал таких домов (уже 5-этажных), а в Краснодаре, Минске, Воронеже и Красноярске будут работать полноценные заводы, выпускающие такие дома и в 5 и в 10 этажей. В этих городах такие дома строятся и в 2020 году. А что же в Ленинграде? А в Ленинграде такой метод не нашел понимания. По ряду причин. Первая – нехватка подъемно-транспортной техники. Ленинграду всё время катастрофически не хватало кранов всех видов и грузовиков с особо высокой грузоподъемностью. К 1960 году уже сложились технологические линии конвейеров домостроительных предприятий, да к тому же и кирпичные заводы «просили работы». Хоть авторами технологии объемно-блочного домостроения и указывалась сравнительно легкая возможность организации производства блок-коробок на любом ДСК, но, всё же, переналаживать линию конвейера под новые формы пришлось бы, чего Главленинградстрой явно не хотел. В других городах, где такую технологию внедряли «с нуля» эта технология прижилась естественнее.

Но как же живется в этом доме? Учитывая, что он спроектирован в разгар эпохи борьбы за рациональную планировку квартиры, то бишь расцвета «хрущевок» (1959-1960 гг.) «первой волны», то и он обладает главными их особенностями не самого привлекательного характера. А именно – маленькие площади квартир (кухни по 3 кв.метра), низкие потолки (2,5 м., конкретно в этом доме – 2,48), проходные комнаты и маленький совмещенный санузел. Интересны стены этого санузла – они из двух слоев шифера, между которыми деревянный каркас. В доме 6 двухкомнатных квартир и две трехкомнатные. Комнаты по 15 метров (общая), по 8 и 11 кв.метров. В доме есть газ, и горячая вода изначально продуцируется путем нагрева холодной в газовых колонках. Такое решение для 1960-х годов – не редкость. Вызывают удивление жильцов двойные стены и двойные перегородки. В плане звуко-, тепло- и гидроизоляционных качеств нареканий у жителей к дому нет. Таким образом, если бы не малые площади квартир, то жить в этом доме можно было бы вполне комфортно.

Лиственная 3 фото Дима 2015.jpg

Можно отметить, что Ленинград с Москвой оказались в мировом авангарде архитекторов-строителей этого метода. Только в 1967 году появится в Монреале самый, пожалуй, известный представитель этого рода архитектуры – Хабитат-67. Это жилой комплекс, собранный из 158 таких кубиков и имеющий, несомненно, выразительное объемно-пространственное решение. Он был сооружен ко Всемирной выставке по проекту архитектора Моше Сафди. Это здание уже признано памятником архитектуры мирового уровня. Но и за рубежом этот метод массовым не стал в виду, всё-таки, относительной дороговизны в производстве и сложности создания вариативности планировок.

Как современные исследователи оценивают состояние процессов объемно-блочного домостроения? По данным экономического анализа, преимущества метода объемных блоков состоят в следующем: сокращение сроков строительства за счет перенесения на завод до 80 процентов трудозатрат, уменьшение трудоемкости в 2—3 раза, уменьшение количества подъемов при монтаже в 4—5 раз, экономия расхода бетона на 25—28 %. Заводское производство обеспечивает высокую точность всех размеров зданий, что упрощает процесс сборки и позволяет использовать монтажный персонал не очень высокой квалификации, а значит не дорогой. Объемные блоки можно монтировать «с колес», что дает существенное снижение накладных расходов и затрат на временные сооружения. Надо заметить, благодаря различной группировке объемных блоков относительно друг друга, можно достигнуть большого разнообразия при выборе объемно-планировочного решения здания. Несмотря на ряд несомненных преимуществ, объемно-блочное домостроение (ОБД) не получило такого широко распространения, как панельное в 1970–1980–е гг. Среди недостатков оказались следующие: 1) отсутствие больших закрытых промышленных площадок для производства и складирования объемных блоков; 2) сложность, дороговизна и несовершенство, на тот момент, оборудования для производства блоков; сложность при их формировании; нехватка мощных механизмов с большой грузоподъемностью для транспортировки и монтажа; сложность при перевозке негабаритных грузов. Все это в итоге дало отрицательный экономический эффект, и минимизировало явные достоинства объемно-блочного строительства. Эта технология осталась только в Краснодаре, Воронеже и Красноярске. В Ленинграде же остался только один, внешне не очень примечательный и броский, но уникальный во многих отношениях памятник исторической технологии – дом, возведенный из пространственных элементов.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#строительство #наследие #история

Комментарии