Первые версты Оранэлы

Сто лет назад, пасмурным субботним днем 23 января (по новому стилю) 1916 года, началось пассажирское движение на головном участке Ораниенбаумской электрической железной дороги. Так она значилась в документах, в обиходе ее называли ораниенбаумским трамваем. Позже она стала известна как Оранэла.

Первые версты Оранэлы | «Пересечка» путей Оранэлы и Морской железнодорожной ветви, ведущей в Угольную гавань, 1929 г.   Из фондов ЦГАКФФД СПб.

«Пересечка» путей Оранэлы и Морской железнодорожной ветви, ведущей в Угольную гавань, 1929 г. Из фондов ЦГАКФФД СПб.

Головной участок длиной 2 версты 100 саженей пролегал по Петергофскому шоссе от Нарвских ворот до Путиловского завода. Прежде, еще с 1876 года, здесь ходила конка, подвозя тысячи рабочих на Тентелевский и Путиловский заводы, Путиловскую верфь и другие предприятия.

В тот январский день из специально построенного в имении Княжево «вагонного сарая» (ныне трампарк # 9 на пр. Стачек, 114) в первый рейс вышли пять моторных вагонов. За день они перевезли 5616 пассажиров; билет стоил 4 копейки. Спустя шесть дней открылось регулярное движение на следующем отрезке дороги – от Путиловского завода до Княжева протяженностью 2 версты 200 саженей.

Учредителями акционерного общества Ораниенбаумской электрической железной дороги (далее — ОЭЖД), основанного в июне 1909 года, были путейцы С. А. Бернатович и А. А. Кистер, предприниматели С. К. Максимович и Л. И. Осташев, а также князь А. Д. Львов – основатель первых частных пожарных команд в России. Двое из них, Львов и Максимович, владели имениями на Петергофском шоссе.

Трассу первой частной электрической железной дороги «для дешевого и скорого удобного сообщения с дачными районами» общество предполагало проложить от границы Петербурга до Ораниенбаума, а в будущем – до Красной Горки. Проект долго обсуждали в пяти министерствах.

Учредители активно искали инвесторов. Концессионеры, в основном иностранные, приобрели необходимое количество акций к декабрю 1911 года, и на очередном собрании акционеров общества ОЭЖД в январе 1912 года состав правления был обновлен. Председателем правления стал руководитель Частного коммерческого банка Давидов, его заместителем – князь Львов. Главным инженером строящейся дороги был назначен один из ее учредителей — А. А. Кистер, а правительственным инспектором – инженер-электротехник Г. О. Графтио.

Строительство двухколейной трассы началось от Стрельны в обоих направлениях – в сторону Петербурга и Петергофа. Работы выполняли подрядчики – филиалы крупных зарубежных фирм. До Первой мировой войны были сооружены пути от Автова до Стрельны и частично до Петергофа. Затем темпы строительства замедлились, а западнее Петергофа и вовсе были прекращены «в связи с военным положением».

Лишь в августе 1915 года общество ОЭЖД, получив наконец разрешение, приступило к строительству трассы на самом густонаселенном участке Петергофского шоссе – от Нарвских ворот до Автова. Ширина шоссе здесь местами была почти вдвое меньше положенной из-за незаконной застройки обочин. Из-за мобилизации с трудом были наняты пятьсот поденных рабочих. К ноябрю 1915 года был сооружен одиночный путь с разъездами, при этом движение конки не прекращалось. Оно остановилось на пять дней только при сооружении пересечения рельсов с Портовой веткой (где ныне виадук).

Война помешала не только финансированию (деньги зарубежных акционеров хранились в Антверпене), но и получению подвижного состава и оборудования, заказанного в Англии, Бельгии и Швейцарии. Поэтому общество попросило военное ведомство реквизировать у Акционерного общества рижских трамваев вагоны и дефицитное оборудование.

В сентябре 1915 года в депо Княжево прибыли 12 моторных и 12 прицепных деревянных двухосных трамвайных вагонов постройки рижского завода «Феникс», окрашенные в белый и бордовый цвета. Весной 1916 года управляющий делами общества выехал в Ригу, где с трудом добился от военных выделения дополнительных вагонов, отметив, что в часы окончания работ на Путиловском заводе «каждый вагон берется с бою толпой в 200 – 300 человек». Из-за давки вагоны часто ломались, запчастей не было.

В июне 1916 года был введен в эксплуатацию участок от Княжева до Ульянки, в июле – до Привала (ныне перекресток проспектов Стачек и Маршала Жукова). Все это время путь от Нарвских ворот начинался «тупиковым остановочным пунктом» на левом берегу реки Таракановки. Для удобства и безопасности пассажиров в 1916 году была сооружена «временная петля» на Нарвской площади.

Летом 1917 года общество завершило постройку ответвления к Путиловской верфи и открыло к ней маршрут # 2 от Нарвских ворот.

Весной 1919 года ОЭЖД была национализирована. В 1919 – 1920 годах оборудование электростанции вывезли на Урал, часть рельсов – на бакинские нефтепромыслы. 1 мая 1920 года дорога была передана в состав Северо-Западных железных дорог под названием Ораниенбаумская электрическая линия, или «ОРАНЭЛ С.-З. ж.д.», вскоре переиначенным пассажирами в Оранэлу. В июле 1920 года с огромными трудностями контактную сеть дороги протянули от Привала до Кикенки, открыв маршрут # 4, в августе 1924-го продлили до Львовского дворца в центре Стрельны.

1 октября 1929 года «по просьбе трудящихся» Оранэла со всем имуществом по решению Совета труда и обороны была передана Ленинградскому отделу коммунального хозяйства и стала стрельнинской веткой ленинградского трамвая. Пережив войну и оккупацию, трамвайная линия, наследница Оранэлы, востребована до сих пор. В Стрельну ходит трамвай маршрута # 36, правда, не до Львовского, а до Константиновского дворца.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (5627) от 22.01.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...