Главная городская газета

Первые версты Оранэлы

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петербург. Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Первые версты Оранэлы | «Пересечка» путей Оранэлы и Морской железнодорожной ветви, ведущей в Угольную гавань, 1929 г.   Из фондов ЦГАКФФД СПб.

«Пересечка» путей Оранэлы и Морской железнодорожной ветви, ведущей в Угольную гавань, 1929 г. Из фондов ЦГАКФФД СПб.

Сто лет назад, пасмурным субботним днем 23 января (по новому стилю) 1916 года, началось пассажирское движение на головном участке Ораниенбаумской электрической железной дороги. Так она значилась в документах, в обиходе ее называли ораниенбаумским трамваем. Позже она стала известна как Оранэла.

Головной участок длиной 2 версты 100 саженей пролегал по Петергофскому шоссе от Нарвских ворот до Путиловского завода. Прежде, еще с 1876 года, здесь ходила конка, подвозя тысячи рабочих на Тентелевский и Путиловский заводы, Путиловскую верфь и другие предприятия.

В тот январский день из специально построенного в имении Княжево «вагонного сарая» (ныне трампарк # 9 на пр. Стачек, 114) в первый рейс вышли пять моторных вагонов. За день они перевезли 5616 пассажиров; билет стоил 4 копейки. Спустя шесть дней открылось регулярное движение на следующем отрезке дороги – от Путиловского завода до Княжева протяженностью 2 версты 200 саженей.

Учредителями акционерного общества Ораниенбаумской электрической железной дороги (далее — ОЭЖД), основанного в июне 1909 года, были путейцы С. А. Бернатович и А. А. Кистер, предприниматели С. К. Максимович и Л. И. Осташев, а также князь А. Д. Львов – основатель первых частных пожарных команд в России. Двое из них, Львов и Максимович, владели имениями на Петергофском шоссе.

Трассу первой частной электрической железной дороги «для дешевого и скорого удобного сообщения с дачными районами» общество предполагало проложить от границы Петербурга до Ораниенбаума, а в будущем – до Красной Горки. Проект долго обсуждали в пяти министерствах.

Учредители активно искали инвесторов. Концессионеры, в основном иностранные, приобрели необходимое количество акций к декабрю 1911 года, и на очередном собрании акционеров общества ОЭЖД в январе 1912 года состав правления был обновлен. Председателем правления стал руководитель Частного коммерческого банка Давидов, его заместителем – князь Львов. Главным инженером строящейся дороги был назначен один из ее учредителей — А. А. Кистер, а правительственным инспектором – инженер-электротехник Г. О. Графтио.

Строительство двухколейной трассы началось от Стрельны в обоих направлениях – в сторону Петербурга и Петергофа. Работы выполняли подрядчики – филиалы крупных зарубежных фирм. До Первой мировой войны были сооружены пути от Автова до Стрельны и частично до Петергофа. Затем темпы строительства замедлились, а западнее Петергофа и вовсе были прекращены «в связи с военным положением».

Лишь в августе 1915 года общество ОЭЖД, получив наконец разрешение, приступило к строительству трассы на самом густонаселенном участке Петергофского шоссе – от Нарвских ворот до Автова. Ширина шоссе здесь местами была почти вдвое меньше положенной из-за незаконной застройки обочин. Из-за мобилизации с трудом были наняты пятьсот поденных рабочих. К ноябрю 1915 года был сооружен одиночный путь с разъездами, при этом движение конки не прекращалось. Оно остановилось на пять дней только при сооружении пересечения рельсов с Портовой веткой (где ныне виадук).

Война помешала не только финансированию (деньги зарубежных акционеров хранились в Антверпене), но и получению подвижного состава и оборудования, заказанного в Англии, Бельгии и Швейцарии. Поэтому общество попросило военное ведомство реквизировать у Акционерного общества рижских трамваев вагоны и дефицитное оборудование.

В сентябре 1915 года в депо Княжево прибыли 12 моторных и 12 прицепных деревянных двухосных трамвайных вагонов постройки рижского завода «Феникс», окрашенные в белый и бордовый цвета. Весной 1916 года управляющий делами общества выехал в Ригу, где с трудом добился от военных выделения дополнительных вагонов, отметив, что в часы окончания работ на Путиловском заводе «каждый вагон берется с бою толпой в 200 – 300 человек». Из-за давки вагоны часто ломались, запчастей не было.

В июне 1916 года был введен в эксплуатацию участок от Княжева до Ульянки, в июле – до Привала (ныне перекресток проспектов Стачек и Маршала Жукова). Все это время путь от Нарвских ворот начинался «тупиковым остановочным пунктом» на левом берегу реки Таракановки. Для удобства и безопасности пассажиров в 1916 году была сооружена «временная петля» на Нарвской площади.

Летом 1917 года общество завершило постройку ответвления к Путиловской верфи и открыло к ней маршрут # 2 от Нарвских ворот.

Весной 1919 года ОЭЖД была национализирована. В 1919 – 1920 годах оборудование электростанции вывезли на Урал, часть рельсов – на бакинские нефтепромыслы. 1 мая 1920 года дорога была передана в состав Северо-Западных железных дорог под названием Ораниенбаумская электрическая линия, или «ОРАНЭЛ С.-З. ж.д.», вскоре переиначенным пассажирами в Оранэлу. В июле 1920 года с огромными трудностями контактную сеть дороги протянули от Привала до Кикенки, открыв маршрут # 4, в августе 1924-го продлили до Львовского дворца в центре Стрельны.

1 октября 1929 года «по просьбе трудящихся» Оранэла со всем имуществом по решению Совета труда и обороны была передана Ленинградскому отделу коммунального хозяйства и стала стрельнинской веткой ленинградского трамвая. Пережив войну и оккупацию, трамвайная линия, наследница Оранэлы, востребована до сих пор. В Стрельну ходит трамвай маршрута # 36, правда, не до Львовского, а до Константиновского дворца.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook