Первые памятники, посвящённые обороне Ленинграда, появились в Москве
Памятники появились еще в 1943 году, когда наш город оставался в осаде. И сегодня, с определенными оговорками, их можно считать старейшими монументами, посвященными героической битве за Ленинград.
Этот щит, посвященный героическому Ленинграду, является частью художественного оформления станции метро «Новокузнецкая» в Москве./ФОТО АВТОРА
Первый — это Мост Победы: путепровод на Ленинградском шоссе над путями Рижского направления Московской железной дороги, сооруженный в 1943 году. Его отличительной чертой является богатое декоративное убранство, которое превращает его в своеобразный монумент героям Великой Отечественной войны.
Путепровод украшают две величественные статуи советских воинов, а также ряд аллегорических скульптурных композиций. На одной из них изображена башня Главного Адмиралтейства, на другой — памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала. Символы нашего города окружены воинскими атрибутами (штыками, пулеметами, танковыми башнями), знаменами, а также дубовыми и лавровыми ветвями, благодаря чему создается собирательный образ сражающегося Ленинграда. По соседству расположены аналогичные композиции с символами Москвы.
Выбор художественного решения вполне объясним: путепровод находится на трассе Москва — Ленинград, и ведущую роль в его оформлении сыграл ленинградский скульптор Николай Томский (он в первую очередь известен как автор созданного в 1930‑х годах памятника С. М. Кирову на Кировской площади в нашем городе).
Первую блокадную зиму ваятель провел в Ленинграде, проектировал маскировочные сооружения, а также возглавлял бригаду скульпторов, трудившуюся над созданием монументальных агитплакатов, впоследствии установленных у витрин Гастронома № 1 на Невском проспекте. В 1942 году Томский был эвакуирован и оказался в Москве…
Он вспоминал, что был безмерно счастлив в утро перед Парадом Победы в 1945 году, когда шел по тому самому мосту, который он оформил двумя годами ранее, а к центру города двигались войска. «Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов… командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту, победители приветствовали монументы Победы! Вот в чем была символика, вот в чем моя авторская гордость и человеческая радость», — отмечал скульптор.
Второй «ленинградский» объект в Москве, появившийся в 1943 году, — станция метро «Новокузнецкая». В создании ее художественного оформления также принимал участие Николай Томский.
В центральном зале подземного вестибюля размещены барельефы в виде щитов в обрамлении знамен и воинских атрибутов. На одном из щитов помещена надпись «Слава героическим защитникам города Ленинграда». Точно такие же щиты посвящены Сталинграду, Севастополю и Одессе. Это первые города-герои Великой Отечественной войны. Официально этого почетного звания в 1943 году еще не было, но формула «город-герой» уже активно использовалась в публичной риторике и в печати. Так что станцию «Новокузнецкая» можно с полным правом признать первым в отечественной истории памятником городам-героям, в том числе — городу-герою Ленинграду.
Читайте также:
Жареная вода, спасшая жизнь. Детство Нонны Яковлевой прошло в блокадном Ленинграде
Одна неделя сорок пятого. Какие события были отмечены в «Ленинградской правде» 20-25 января
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7830) от 21.01.2025 под заголовком «Москва отметила героев Ленинграда».
Комментарии