Как в Петербург приехали первые москвичи

Хотя создание «парадиза» на берегах Невы для Петра I было делом жизни, его родные впервые побывали в петровском «парадизе» только в 1708 году. Спустя пять лет после того, как город был заложен.

Как в Петербург приехали первые москвичи | Иллюстрация xtock/shutterstock.com

Иллюстрация xtock/shutterstock.com

В Москве о предполагаемой поездке заговорили в декабре 1707 года, однако именно тогда шведский король Карл XII неожиданно для русских двинул свои войска из Польши в Литву. Русское командование было очень этим обеспокоено, однако, когда затем неприятель на несколько месяцев задержался под Минском, царь решился оставить действующую армию и отпраздновать Пасху в Петербурге, куда следовало немедленно отправиться его семье и придворным.

Гонец с приказом Петра вдовствующим царицам, царевнам и «именитейшему боярству, важнейшим сановникам и богатейшим гражданам встретить государя весною в Санкт-Петербурге» прибыл в Москву 12 марта 1708 года. Через неделю вереница тяжелогруженых саней знатных путников потянулась в дорогу. Английский посланник Чарльз Уитворт отметил, что «все приглашенные отъезжают крайне неохотно».

На санях по укатанной снежной дороге путь из Первопрестольной до Петербурга можно было одолеть за три дня. Однако московские гости, попав в распутицу и делая многочисленные остановки, добирались целый месяц. Сопровождавшие их слуги везли все необходимое: теплую одежду и домашнюю утварь, продовольствие и фураж.

Маленькие «Первоначальные хоромы» царя на Городском острове, известные нам сегодня как Домик Петра, для встречи семьи и двора явно не годились. И в конце 1707 года близ Адмиралтейства началось строительство нового просторного дома, вошедшего в историю как первый деревянный Зимний дворец (Зимние хоромы). Он представлял собой небольшое одноэтажное здание с восемью окнами по фасаду, обращенному к Неве. Над входом на высокой черепичной крыше размещался увенчанный шпилем мезонин, в котором помещалась «модель-камора» (мастерская и коллекция моделей кораблей).

19 января 1708 года Петр I приказал своему сподвижнику А. В. Кикину не мешкая прибыть из Москвы в Петербург. На берегах Невы он возглавил строительство и обустройство летней и зимней резиденций, а также загородных дворцов государя. О ходе работ Кикин регулярно докладывал царю.

20 марта Петр I прибыл в Петербург и в тот же день отправил письмо своей жене (тогда еще неофициальной) Екатерине Алексеевне, торопя ее с приездом: «Для Бога, приежжайте скоряй... понеже не без печали мне в том, что ни слышу, ни вижу вас». Наконец, 19 апреля, получив известие о скором прибытии долгожданных «московских гостей» в Шлиссельбург, царь немедленно отправился туда на заранее подготовленных девяти буерах. Спустя три дня большинство гостей добрались до Шлиссельбурга, а 25 апреля на буерах прибыли в новую столицу.

Под приветственный грохот крепостных пушек они высадились у Посольских хором светлейшего князя на Городском острове «и веселилися в том доме довольно». Только после полуночи царская семья и вельможи разъехались по заранее подготовленным для них жилищам.

Поскольку в первые годы в новом городе резко ощущался недостаток жилья, для прибывшей царской семьи и сановников освободили самые просторные дворы на Городском острове. Любимую сестру Наталью Алексеевну Петр распорядился поместить в дом Ульяна Синявина и Якова Корсакова, Марью Алексеевну и Федосью Алексеевну - в дом Шафирова, Марфу Матвеевну - в дом Ивана Пушкина. Царица Прасковья Федоровна с тремя дочерьми осталась ночевать в хоромах Меншикова, в которых на другой день случился пожар, и «большая половина верхний житий сгорела». К счастью, никто не пострадал...

Чем занималась царская семья в «парадизе»? Согласно «Походному журналу», 2 мая Петр «пошел на море со всею своею фамилиею и протчими приезжими московскими гостьми». Следующие три дня они осматривали Кроншлот и постройки на острове Котлине, а 13 мая участвовали в торжественной закладке второго каменного бастиона Петербургской крепости - Трубецкого.

Месяц спустя гости из Первопрестольной стали свидетелями спуска на воду 16-пушечной шнявы «Лизет». Несомненно, царская семья и придворные не раз побывали в Летнем доме и «огороде». Можно предположить, что государь показывал им и свой загородный дом в Петергофе, где еще 25 февраля распорядился «пива наварить».

Нельзя сказать, что знакомство «московских гостей» с новой столицей стало для них особенно приятным. Из-за непогоды им нездоровилось, да и сам Петр в апреле страдал от лихорадки...

Визит царского двора в Петербург продолжался два месяца и завершился в конце июня. Получив известие о приближении шведских армий к границам, государь выехал в Нарву. Следом за Петром туда поехали вдовствующие царицы и царевны. По пути они осмотрели Копорье и Ямбург. Как следует из «Походного журнала», «и в оных крепостях на приезде и на отпуске стреляли из пушек».

Первый визит государева двора стал важным этапом на пути приобретения Петербургом столичного статуса, однако царская семья и придворные не торопились покидать свои московские родовые дворцы. Они дожидались завершения строительства домов на берегах Невы и решающих военных успехов в Ингерманландии. Почти весь 1710 год царская семья провела в Петербурге (как раз в том году пали последние шведские крепости в этих краях - Выборг и Кексгольм), но окончательно переехала в новую столицу только в 1712 году.

#история #Петр I #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (6299) от 12.10.2018 под заголовком «Первое пришествие царского двора».


Комментарии