Первая в России, вторая в Европе

В царствование Николая I здесь разместилась детская больница, и на протяжении всех последующих лет здание сохраняло свое медицинское назначение.

Первая в России, вторая в Европе | Здание на Большой Подьяческой сохранило свой внешний облик с XIX века. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Здание на Большой Подьяческой сохранило свой внешний облик с XIX века. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Детская больница переехала сюда из дома Оливье у Аларчина моста, где она открылась в 1834 году в день святого Николая Чудотворца. Очень быстро заведение стало известно всем местным жителям, ведь прежде в Коломенской части города, населенной преимущественно мелкими чиновниками, лечебных заведений не было. Плата взималась только с представителей имущих сословий, так что у детей бедняков появилась возможность получать медицинскую помощь.

Возглавил больницу доктор Федор Иванович Вейссе, обладавший репутацией искусного врача, что в скором времени увеличило наплыв пациентов. Так, только за один год число кроватей возросло с 50 до 100. Между прочим, детская больница в Петербурге стала второй по счету в Европе, уступая лишь больнице для детей, открытой в 1802 году в Париже.

Когда места стало не хватать, 7 мая 1841 года были приобретены два дома по Большой Подьяческой улице под номерами 31 – 33 (ныне дом # 30), где располагались Военно-счетная экспедиция и Архив государственного контроля. Двести тысяч рублей ассигнациями на переустройство домов под больницу внесли заводчики братья Демидовы. Одному из них – Анатолию Николаевичу, князю Сан-Донато, – было присвоено пожизненное звание почетного попечителя детской больницы (в роду Демидовых это звание передавалось по праву первородства по мужской линии).

Устроителями и организаторами работы больницы стали известные люди того времени – граф А. И. Апраксин, личный врач императора Николая I Н. Ф. Арендт, доктор К. И. Фридебург. В день своего 25-летия детская больница, получив название Николаевской, была взята под августейшее покровительство, а граф А. Х. Бенкендорф стал ее почетным попечителем. С 1853 года больницу стал опекать принц П. Г. Ольденбургский, который неоднократно бывал в ней и делал щедрые пожертвования. Через восемь лет один из попечителей больницы граф Г. А. Строганов обратил внимание на опасность заражения детей, находящихся в одном помещении с разными заболеваниями, и в 1861 году император Александр II разрешил устройство лотереи для сбора средств на строительство новых палат.

Следующие тридцать лет существование Николаевской детской больницы во многом обеспечивали благотворительные концерты, спектакли, балы-маскарады с лотереями. В помощь больным устраивал выставки художник Виктор Васнецов, давал концерты Ференц Лист. Во все времена в Николаевской детской больнице практиковали известные врачи. Доктора Н. Ф. Арендта на посту хирурга-консультанта сменил Н. И. Пирогов, а затем профессор О. Ф. Гейфельдер; консультантом по лечению ушных болезней назначался Р. Р. Вреден; также консультантом работал Э. Э. Эйхвальд. В 1883 году впервые в истории больницы «допущена к исправлению должности врача-ассистента врач-женщина» Эмма Нейенбург.

По духовному завещанию отставного полковника Н. Н. Демидова в больницу передали икону Спасителя в серебряном окладе и киоте. В 1902 году у входа в амбулаторию установили образ Святого Николая Чудотворца. В честь празднования 300-летия дома Романовых больница на Большой Подьяческой стала именоваться Императорской.

Постепенно, в силу требований жизни, здесь стали принимать пациентов с самыми разными детскими болезнями. Здесь же помещалось благотворительное общество «Капля молока» – аналог современной молочной кухни, где впервые в России стал применяться принцип платности. При необходимости хирургических больных до полного излечения направляли в Сестрорецкий санаторий. Почти половина всех пациентов лечилась бесплатно.

В 1916 году Николаевская детская больница переехала на Аптекарский остров в выстроенные для нее новые корпуса (сегодня там находится консультативный центр по детской психиатрии). Ныне преемником Николаевской больницы является детская клиническая больница # 5 имени Н. Ф. Филатова, расположенная в новом больничном комплексе в Купчине. Туда она переехала с Аптекарского острова в октябре 1996 года.

В прежнем же больничном здании на Большой Подьяческой разместился Физио-хирургический институт под руководством А. Л. Поленова для лечения травматиков и инвалидов Первой мировой войны. После революции там долгие годы располагалась кожно-венерологическая больница с диспансером, названная в честь похороненного на Марсовом поле большевика С. М. Нахимсона. В мае 1928 года открылся трудовой профилакторий для социальной адаптации проституток: они обучались грамоте, лечились и осваивали профессию швеи. Заведовала профилакторием Мария Маркус – жена С. М. Кирова. С ее уходом в 1930 году профилакторий перевели в пустующие здания Александро-Свирского монастыря под Лодейным Полем.

Работала больница и в годы блокады. После окончания войны был проведен капитальный ремонт здания, а больница получила терапевтический профиль. Сегодня на Большой Подьяческой, 30, располагается клиническая ревматологическая больница # 25.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043(5416) от 13.03.2015.


Комментарии