Первая Татьяна

Память о прекрасных певицах прошлого, как правило, недолговечна. Однако Александре Валериановне Панаевой, блиставшей в музыкальных салонах Петербурга в последней четверти XIX века, повезло: среди ее поклонников оказался князь Сергей Михайлович Волконский, прекрасно владевший пером.

Первая Татьяна | Такой запечатлел Александру Панаеву-Карцеву художник К. Е. Маковский в 1889 году. Из коллекции Русского музея.

Такой запечатлел Александру Панаеву-Карцеву художник К. Е. Маковский в 1889 году. Из коллекции Русского музея.

Заглянем в его мемуары, написанные в эмиграции и не раз переизданные в наше время. Князь упоминал, что в гостиной Юлии Федоровны Абаза на набережной реки Фонтанки, 23 (об этом музыкальном салоне мы рассказывали в публикации от 14 августа 2015 г. «Когда музик, не надо чай»), он не раз слышал Александру Панаеву. А впервые певица очаровала Волконского, когда ему было всего семнадцать лет. Это случилось во время Русско-турецкой войны, в 1877 году на благотворительном концерте в пользу Красного Креста в великолепном дворце Белосельских у Аничкова моста...

«Вышла на эстраду не женщина, вышло видение: высокая, стройная, черная, с синими глазами, тонкая талия, восхитительный бюст, - вспоминал Сергей Волконский. - Она держалась прямо, уверенно, вся сосредоточенная в своем искусстве, смело смотрела в залу, но публика для нее не существовала...»

Волконский называл Панаеву «одной из удивительнейших певиц». Недаром именно ей он посвятил свой романс «О пой, моя милая», написанный в 1903 году (рукописный оригинал хранится в отделе рукописей РНБ).

На протяжении долгой творческой жизни певица, известная также под сценическим псевдоним Сандра, брала уроки пения в Париже у Полины Виардо, много выступала в Италии, причем совместно с легендарным оперным тенором Анджело Мазини, давала концерты в Лондоне, Москве, Варшаве. Особые отношения связывали Панаеву с П. И. Чайковским - она была его преданной поклонницей. Волконский вспоминал: «Он писал для нее; она первая исполняла его произведения по рукописи. На прелестном портрете ее, работы Константина Маковского, она изображена с нотами в руках - на обложке имя Чайковского».

Именно Панаева была первой исполнительницей партии Татьяны в «Евгении Онегине». «Когда появился в печати «Евгений Онегин», я пришла в неописуемый восторг от этих лирических сцен и вскоре выучила всю роль Татьяны, работая над ней с любовью и увлечением, а затем стала уговаривать Ю. Ф. Абаза исполнить эту оперу (не предназначавшуюся для сцены) у нее, хотя бы у рояля. Она охотно согласилась и с энергией принялась за дело. Мы спели всю оперу, за исключением петербургского бала, с громадным успехом...» - вспоминала Панаева.

Чайковский посвятил певице семь романсов, а его друг, поэт Алексей Апухтин, - стихотворение «К поэзии» (1881). В нем были и такие строки: «Позабудь роковые сомненья // И, бессмертной сияя красой, // Нам последнюю песнь утешенья, // Лучезарную песню пропой!».

В 1884 году певица вышла замуж за двоюродного племянника П. И. Чайковского - кавалергарда Георгия Карцева (отсюда ее двойная фамилия - Панаева-Карцева). Их сын погиб в 1914 году в самом начале Первой мировой войны...

К тому времени певица давно уже перестала выступать на сцене - она давала частные уроки. В числе ее учеников были известные певцы Иван Алчевский и Иван Сараджишвили, чье имя было присвоено Тбилисской консерватории.

После революции Александра Валериановна осталась в Петрограде, продолжала преподавать в музыкальных школах и техникумах. Приходившие к ней на занятия ребята, возможно, догадывались, что их педагог, скромная пожилая дама с благородной осанкой, - из «бывших», но лишь немногие знали, что она когда-то была звездой петербургских светских салонов и блистала на мировых оперных сценах.

К столетию со дня рождения П. И. Чайковского в газете «Ленинские искры» (в номере от 23 марта 1940 года) появился небольшой очерк «Первая исполнительница роли Татьяны». Завершался он так: «Несмотря на свой преклонный возраст, Панаева-Карцева еще трудоспособна и, как блестящий педагог, до сих пор дает уроки пения». Удивительно, какой долгой была ее жизнь: она умерла в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Последним адресом Панаевой-Карцевой был дом № 30/9 по Суворовскому (тогда Советскому) проспекту. Место ее захоронения неизвестно.

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранятся письма к Александре Панаевой известных деятелей прошлого, несколько фотографий с дарственными надписями. Записей ее голоса не осталось, он исчез навсегда...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (5843) от 02.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...