Первая двухпутная и первая скоростная

Октябрьская железная дорога и Московский вокзал в ноябре отпразднуют 165-летие. Именно тогда началось регулярное железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой. До этого в России были лишь прогулочные поезда в Царское Село и Павловск да узкоколейки на карьерах и железоделательных заводах.

 Первая двухпутная и первая скоростная | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Венский инженер

На промышленных предприятиях и крупных стройках эксплуатация железных дорог в России началась в конце XVIII века. Первая рельсовая чугунная дорога (около двух километров) была построена в 1809 году для перевозки руды между Змеиногорским рудником и Корбалихинским сереброплавильным заводом на Алтае. В 1834-м была открыта первая железка с паровозной тягой на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых. На ней использовались первые русские паровозы, изготовленные отцом и сыном Черепановыми.

К середине XIX века, когда сети железных дорог уже опоясали Англию, Францию, Германию и США, стало ясно, что этот вид коммуникаций необходимо развивать и в России. О новом виде транспорта в то время велась острая полемика между сторонниками и скептиками. То и дело возникал вопрос: «Нужны ли России вообще железные дороги?».

Пропагандировать железнодорожный транспорт в нашей стране начал профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. Около двух лет он путешествовал по России, инспектируя в качестве технического консультанта различные учреждения горного ведомства.

Вернувшись в Петербург, Герстнер добился личной аудиенции у императора Николая I и подал государю записку о необходимости строительства в России сети железных дорог: между Петербургом и Москвой, Москвой и Нижним Новгородом, Москвой и Одессой. И только через полтора года был опубликован указ Сенату об утверждении Положения об учреждении общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска.

Вояж за океан

30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года в России появились первые 25 верст (26,3 км) железной дороги общего пользования - Царскосельской. Тогда же закипели страсти вокруг идеи построить путь между двумя столицами. Впрочем, даже после открытия Царскосельской ветки противников связать рельсами Петербург и Москву не убавилось.

По размаху территории России были под стать только США. Поэтому именно американский опыт строительства железных дорог решено было перенять. В 1839 году государь командирует в США инженеров путей сообщения Павла Петровича Мельникова и Николая Осиповича Крафта. Одновременно комитету министров было поручено приступить к разбирательству проектов, поступающих от различных лиц.

13 января 1842 года император Николай Павлович пожаловал лично на заседание, выслушал все мнения и объявил высочайшую свою волю: «Сооружение железной дороги между столицами считаю вполне возможным и полезным, что исполнение сего должно быть немедленно преступлено».

В заключение император сказал: «А так как все министры против устройства железной дороги, то я учреждаю для осуществления этого важного предприятия особый комитет. Назначаю председателем его наследника престола цесаревича Александра Николаевича и при комитете особую строительную комиссию».

1 февраля 1842 года императором Николаем I подписан указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. 14 апреля 1843 года на карту была нанесена линия будущей железной дороги по прямому направлению и началось ее строительство.

Догнали и перегнали

Магистраль из Петербурга в Москву была далеко не самой первой в мире, однако для своего времени стала инновационной. Во-первых, в Европе и Америке еще не было опыта сооружения почти 700-километровой железки в двухпутном исполнении. А именно таким стал будущий главный ход ОЖД. Во-вторых, трасса была проложена почти по прямой, несмотря на перепад высот на территории современной Новгородской области.

Строилась дорога 8,5 года - через болота, овраги и реки, без экскаваторов и бульдозеров. Открытие регулярного движения по ней состоялось 1 ноября 1851 года. В 11.15 от петербургской станции отправился первый поезд, который прибыл в Москву в 9 часов следующего утра. Время в пути - 21 час 45 минут.

В отличие от Царскосельской железной дороги - в основном увеселительной - петербургско-московская магистраль стала родоначальницей мощной железнодорожной сети. Об открытии Николаевской железной дороги газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда писала: «1 ноября останется навсегда памятным для России: в этот день происходило... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы - голову и сердце России... Обширная площадь перед зданием путевого двора железной дороги была заранее покрыта толпами любопытного народа. В 10 часов, т. е. за час до отправления поезда, в залах собралось многочисленное общество и отправляющиеся в дорогу путешественники. Вся эта толпа ходила по обширным залам, любуясь великолепием и удобством помещения, расторопностью и предупредительностью служащих при дороге».

Движение по магистрали открывалось частями, по мере готовности. Первая очередь, открытая в 1846 году, обеспечила рабочее движение между Петербургом и Александровским заводом. Вторая, построенная в мае 1847 года, открыла пассажирское и грузовое движение до Колпина.

19 августа 1851 года по только что возведенной железнодорожной линии из Петербурга в Москву проехал императорский поезд, состоявший из паровоза и трех вагонов. У Веребьинского моста Николай I вышел из вагона, спустился к реке, осмотрел мост и увиденным остался очень доволен. Этот эпизод отражен на барельефе памятника императору на Исаакиевской площади.

Длина Николаевской дороги составила 644 километра. В середине XIX века это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей. В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 километра в час. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось.

В погоне за ветром

Линия Петербург - Москва исторически является полигоном для испытаний новой техники и организации движения «с ветерком». Менее чем через два года после завершения строительства, 1 сентября 1853 года, по участку прошел первый скоростной поезд, время в пути которого составило 10 часов 40 минут. В 1901 году была достигнута скорость 110 км/час, в 1913-м - уже 125 км/час.

Регулярные рекорды скорости главный ход ОЖД начал ставить уже в ХХ веке. В 1932 году на магистрали появились шустрые пассажирские паровозы серии «ИС» Коломенского завода. Именно тогда был пущен экспресс «Красная стрела», на перегонах развивавший скорость до 120 километров в час.

В 1951 году из Ленинграда в Москву был запущен скоростной дизель-поезд венгерского производства, легко «бравший» 105 км/час. В те годы главный ход ОЖД еще не был полностью переведен на электротягу.

В 1965 году по целиком электрифицированной магистрали начал курсировать дневной скоростной поезд «Аврора» со скоростью 160 км/час. В 1984 году на рельсы встал электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода. Этот поезд способен был развивать скорость до 200 километров в час.

В 1996 - 2000 годы проведена реконструкция магистрали Петербург - Москва, фактически построена новая железная дорога по современным технологиям. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200 - 250 километров в час. В 2009 году был запущен первый в современной России высокоскоростной поезд «Сапсан», который способен развивать скорость до 250 км в час (при максимально возможных для этой трассы 260 км/час).

Сегодня по главному ходу Октябрьской железной дороги ходит 61 пара пассажирских поездов и 55 пар пригородных. Высокоскоростное движение представлено 13 парами «Сапсанов» с понедельника по четверг и 15 - с пятницы по субботу. Каждый такой экспресс перевозит из Петербурга в Москву от 528 до 1056 пассажиров.

КСТАТИ

В день открытия Николаевской железной дороги случился конфуз. Один услужливый царский чиновник приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать, и поезд остановился. Теперь чиновнику пришлось мазать рельсы сажей из топки.

Существовала легенда о том, что император приложил к карте линейку и провел линию будущей дороги. Возле Мсты карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить. На самом же деле кривая возникла из-за невозможности преодолеть разницу высот между двумя берегами реки. Вместо моста появился Веребский объезд. Магистраль была окончательно выпрямлена уже в 2001 году.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5828) от 11.11.2016.


Комментарии