Первая двухпутная и первая скоростная

Октябрьская железная дорога и Московский вокзал в ноябре отпразднуют 165-летие. Именно тогда началось регулярное железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой. До этого в России были лишь прогулочные поезда в Царское Село и Павловск да узкоколейки на карьерах и железоделательных заводах.

 Первая двухпутная и первая скоростная | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Венский инженер

На промышленных предприятиях и крупных стройках эксплуатация железных дорог в России началась в конце XVIII века. Первая рельсовая чугунная дорога (около двух километров) была построена в 1809 году для перевозки руды между Змеиногорским рудником и Корбалихинским сереброплавильным заводом на Алтае. В 1834-м была открыта первая железка с паровозной тягой на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых. На ней использовались первые русские паровозы, изготовленные отцом и сыном Черепановыми.

К середине XIX века, когда сети железных дорог уже опоясали Англию, Францию, Германию и США, стало ясно, что этот вид коммуникаций необходимо развивать и в России. О новом виде транспорта в то время велась острая полемика между сторонниками и скептиками. То и дело возникал вопрос: «Нужны ли России вообще железные дороги?».

Пропагандировать железнодорожный транспорт в нашей стране начал профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. Около двух лет он путешествовал по России, инспектируя в качестве технического консультанта различные учреждения горного ведомства.

Вернувшись в Петербург, Герстнер добился личной аудиенции у императора Николая I и подал государю записку о необходимости строительства в России сети железных дорог: между Петербургом и Москвой, Москвой и Нижним Новгородом, Москвой и Одессой. И только через полтора года был опубликован указ Сенату об утверждении Положения об учреждении общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска.

Вояж за океан

30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года в России появились первые 25 верст (26,3 км) железной дороги общего пользования - Царскосельской. Тогда же закипели страсти вокруг идеи построить путь между двумя столицами. Впрочем, даже после открытия Царскосельской ветки противников связать рельсами Петербург и Москву не убавилось.

По размаху территории России были под стать только США. Поэтому именно американский опыт строительства железных дорог решено было перенять. В 1839 году государь командирует в США инженеров путей сообщения Павла Петровича Мельникова и Николая Осиповича Крафта. Одновременно комитету министров было поручено приступить к разбирательству проектов, поступающих от различных лиц.

13 января 1842 года император Николай Павлович пожаловал лично на заседание, выслушал все мнения и объявил высочайшую свою волю: «Сооружение железной дороги между столицами считаю вполне возможным и полезным, что исполнение сего должно быть немедленно преступлено».

В заключение император сказал: «А так как все министры против устройства железной дороги, то я учреждаю для осуществления этого важного предприятия особый комитет. Назначаю председателем его наследника престола цесаревича Александра Николаевича и при комитете особую строительную комиссию».

1 февраля 1842 года императором Николаем I подписан указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. 14 апреля 1843 года на карту была нанесена линия будущей железной дороги по прямому направлению и началось ее строительство.

Догнали и перегнали

Магистраль из Петербурга в Москву была далеко не самой первой в мире, однако для своего времени стала инновационной. Во-первых, в Европе и Америке еще не было опыта сооружения почти 700-километровой железки в двухпутном исполнении. А именно таким стал будущий главный ход ОЖД. Во-вторых, трасса была проложена почти по прямой, несмотря на перепад высот на территории современной Новгородской области.

Строилась дорога 8,5 года - через болота, овраги и реки, без экскаваторов и бульдозеров. Открытие регулярного движения по ней состоялось 1 ноября 1851 года. В 11.15 от петербургской станции отправился первый поезд, который прибыл в Москву в 9 часов следующего утра. Время в пути - 21 час 45 минут.

В отличие от Царскосельской железной дороги - в основном увеселительной - петербургско-московская магистраль стала родоначальницей мощной железнодорожной сети. Об открытии Николаевской железной дороги газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда писала: «1 ноября останется навсегда памятным для России: в этот день происходило... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы - голову и сердце России... Обширная площадь перед зданием путевого двора железной дороги была заранее покрыта толпами любопытного народа. В 10 часов, т. е. за час до отправления поезда, в залах собралось многочисленное общество и отправляющиеся в дорогу путешественники. Вся эта толпа ходила по обширным залам, любуясь великолепием и удобством помещения, расторопностью и предупредительностью служащих при дороге».

Движение по магистрали открывалось частями, по мере готовности. Первая очередь, открытая в 1846 году, обеспечила рабочее движение между Петербургом и Александровским заводом. Вторая, построенная в мае 1847 года, открыла пассажирское и грузовое движение до Колпина.

19 августа 1851 года по только что возведенной железнодорожной линии из Петербурга в Москву проехал императорский поезд, состоявший из паровоза и трех вагонов. У Веребьинского моста Николай I вышел из вагона, спустился к реке, осмотрел мост и увиденным остался очень доволен. Этот эпизод отражен на барельефе памятника императору на Исаакиевской площади.

Длина Николаевской дороги составила 644 километра. В середине XIX века это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей. В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 километра в час. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось.

В погоне за ветром

Линия Петербург - Москва исторически является полигоном для испытаний новой техники и организации движения «с ветерком». Менее чем через два года после завершения строительства, 1 сентября 1853 года, по участку прошел первый скоростной поезд, время в пути которого составило 10 часов 40 минут. В 1901 году была достигнута скорость 110 км/час, в 1913-м - уже 125 км/час.

Регулярные рекорды скорости главный ход ОЖД начал ставить уже в ХХ веке. В 1932 году на магистрали появились шустрые пассажирские паровозы серии «ИС» Коломенского завода. Именно тогда был пущен экспресс «Красная стрела», на перегонах развивавший скорость до 120 километров в час.

В 1951 году из Ленинграда в Москву был запущен скоростной дизель-поезд венгерского производства, легко «бравший» 105 км/час. В те годы главный ход ОЖД еще не был полностью переведен на электротягу.

В 1965 году по целиком электрифицированной магистрали начал курсировать дневной скоростной поезд «Аврора» со скоростью 160 км/час. В 1984 году на рельсы встал электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода. Этот поезд способен был развивать скорость до 200 километров в час.

В 1996 - 2000 годы проведена реконструкция магистрали Петербург - Москва, фактически построена новая железная дорога по современным технологиям. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200 - 250 километров в час. В 2009 году был запущен первый в современной России высокоскоростной поезд «Сапсан», который способен развивать скорость до 250 км в час (при максимально возможных для этой трассы 260 км/час).

Сегодня по главному ходу Октябрьской железной дороги ходит 61 пара пассажирских поездов и 55 пар пригородных. Высокоскоростное движение представлено 13 парами «Сапсанов» с понедельника по четверг и 15 - с пятницы по субботу. Каждый такой экспресс перевозит из Петербурга в Москву от 528 до 1056 пассажиров.

КСТАТИ

В день открытия Николаевской железной дороги случился конфуз. Один услужливый царский чиновник приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать, и поезд остановился. Теперь чиновнику пришлось мазать рельсы сажей из топки.

Существовала легенда о том, что император приложил к карте линейку и провел линию будущей дороги. Возле Мсты карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить. На самом же деле кривая возникла из-за невозможности преодолеть разницу высот между двумя берегами реки. Вместо моста появился Веребский объезд. Магистраль была окончательно выпрямлена уже в 2001 году.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5828) от 11.11.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.

Февральская революция. Точка невозврата
01 Марта 2017

Февральская революция. Точка невозврата

Сто лет назад, 23 февраля (8 марта по новому стилю), в Петрограде начались беспорядки, спустя несколько дней приведшие к падению самодержавия. В историю эти события вошли как Февральская револ...