Главная городская газета

Перстень от государя

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петебург Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Перстень от государя |

Сто лет назад, 25 февраля (по старому стилю) 1917 года, в Александринском театре была впервые представлена драма Лермонтова «Маскарад», поставленная режиссером Всеволодом Мейерхольдом и художником Александром Головиным.
Над созданием спектакля они работали шесть лет. В тот день в столице началась Февральская революция, и зрители с риском для жизни добирались до театра по охваченному беспорядками городу... Но желание увидеть самую долгожданную из последних премьер императорских театров брало верх. О том, что представляли собой императорские театры, как они формировались и чем отличались от других, мы беседуем с главным специалистом Российского государственного исторического архива Татьяной БОГДАНОВОЙ.

- Татьяна Васильевна, почему все-таки императорские?

- Потому что они были созданы и существовали при императорском дворе, развивались под непосредственным высочайшим влиянием и были на полном государственном обеспечении.

Вообще же первую попытку создать придворный театр предпринял царь Алексей Михайлович в 1672 году. Петр I попытался создать уже публичный общедоступный театр. Для этого специально была приглашена немецкая труппа Ягана Христиана Кунста, но это заведение особой популярностью у публики не пользовалось и также просуществовало недолго.

Первый регулярно действовавший русский театр в Петербурге устроила в 1714 году царевна Наталья Алексеевна, младшая сестра Петра. Становление же придворного театра происходит в начале 1730-х годов при Анне Иоанновне. А в 1756 году Елизавета Петровна издает свой знаменитый указ об учреждении русского «для представления трагедий и комедий» театра. С момента его издания берет начало наш Александринский театр, так как впервые официально была учреждена русская драматическая труппа.

Ко времени восшествия на престол Екатерины II придворный театр уже насчитывает более 150 человек, поэтому в 1766 году для улучшения его работы императрица придала ему самостоятельный статус. 13 октября 1766 года именным указом, данным Придворной конторе, она высочайше одобрила «Штат всем к театрам и к камер и к бальной музыке принадлежащим людям». Сам штат был составлен по поручению Екатерины II действительным статским советником Иваном Перфильевичем Елагиным.

В первый штат императорских театров вошли итальянская оперная, балетная, французская и русская драматические труппы. Другим указом, от 20 декабря 1766 года, императрица доверила Елагину самостоятельное управление театрами, чтобы он смог ей доказать «совершенство оного учреждения». Так была образована Театральная дирекция, то есть впервые для управления придворным театром было создано специальное учреждение. В историю оно вошло как Дирекция императорских театров.

- Какие же театры считались императорскими?

- В Москве - Большой и Малый, в Петербурге - Большой каменный, здание которого впоследствии было перестроено под Консерваторию, Михайловский, Александринский и Мариинский. Два последних получили свои названия в честь императриц Александры Федоровны (супруги Николая I) и Марии Александровны (жены Александра II). В каждом театре изначально еще при строительстве были спроектированы царские ложи.

Первый репертуар императорских театров включал в себя в основном переводные иностранные пьесы. Впоследствии он был дополнен произведениями отечественных писателей. Основоположником русской литературной драматургии был Сумароков. Пробовал свои силы в написании классических трагедий и Ломоносов.

Разумеется, актеры императорских театров выступали на всех сценах в царских резиденциях - Зимнем дворце, Петергофе, Царском Селе. Дирекция часто приглашала известных иностранных артистов: это давало возможность привлекать еще больше публики. Но все же театральное дело не было прибыльным, и дирекция постоянно находилась в долгах. Например, по ведомости на 1 января 1809 года, они составили более 380 тысяч рублей - это была очень значительная сумма по тем временам.

До 1882 года дирекция обладала исключительным правом на устройство представлений в обеих столицах. После реформы, проведенной по инициативе директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского, монополия была отменена. До этого частные театры существовали только в губернских городах, а теперь они могли создаваться и в столицах. Конечно, к этому времени императорские театры достигли больших высот, и конкуренция существовала в основном между самими частными театрами.

- Приходилось ли казенным театрам исполнять какие-то необычные царские прихоти?

- Да, такое случалось. Например, император Павел I очень не любил длинных представлений и в 1800 году повелел, чтобы они начинались в пять часов пополудни, а заканчивались непременно в восемь.

Прямое влияние на репертуар театров оказывало личное отношение государей к тому или иному актеру. Так, в 1830 году Николай I дозволил поставить актеру Василию Каратыгину в свой бенефис трагедию Шиллера «Вильгельм Телль». Тем не менее после представления повелел ее больше на императорской сцене не играть. Можно догадаться, почему. Ведь пьеса повествует о легендарном народном герое, борце за независимость Швейцарии. Николай I же считал своим долгом оберегать все монархии Европы от каких-либо потрясений...

Кроме того, одним из основных мотивов, по которым запрещались или искажались пьесы, был данный тем же Николаем I в 1837 году запрет выводить на сцену российских царствующих особ. Это повеление соблюдалось, за очень редкими исключениями, вплоть до 1917 года.

Правда, в отдельных случаях цензура делала исключения. Так, например, в 1906 году разрешили пьесу Аверкиева «Разрушенная невеста», поскольку «император Петр I появляется в 1-м действии в обстановке, которая не нарушает должного уважения к памяти монарха»...

- У артистов царских театров были какие-то особые привилегии?

- Конечно, они же относились к категории придворных служащих, что давало определенные льготы. Тогдашний «социальный пакет» включал бесплатное лечение в госпиталях придворного ведомства, пенсию за выслугу лет. Актеры и служащие находились на полном государственном обеспечении, получая гарантированное жалованье, за успехи они награждались званиями заслуженного артиста или солиста императорских театров.

В 1888 и 1895 годах даже были специально высочайше учреждены знаки отличия для солистов, заслуженных артистов и актеров, проработавших в театрах более 25 лет. И это не считая поощрений в виде различных драгоценных подарков - перстней, браслетов, табакерок от царя за отдельные спектакли. Именно поэтому многие актеры стремились попасть на императорскую сцену.

- Когда она перестала существовать?

- Вместе с падением самодержавия. В начале марта 1917 года по приказу комиссара Временного комитета Государственной думы Николая Львова все императорские театры были переименованы в государственные.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook