Перед лицом Хатхор. Этот дом в Литейной части выбивается из окружения

Этот дом в Литейной части (Захарьевская ул., 23) просто невозможно не заметить, настолько он выбивается из всего окружения. Его парадные входы охраняют гигантские фигуры древних фараонов, словно пришедшие с берегов величественного Нила. Барельефами из жизни древних египтян и их богов декорированы и верхние ярусы фасада, те же мотивы — на стенах дворовых корпусов. Этот дом в Литейной части выбивается из окружения

Перед лицом Хатхор. Этот дом в Литейной части выбивается из окружения | По данным адресной книги «Весь Петроград на 1917 год», часть помещений в этом здании перед революцией занимало посольство Румынии./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По данным адресной книги «Весь Петроград на 1917 год», часть помещений в этом здании перед революцией занимало посольство Румынии./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Перед нами — доходный дом, построенный в 1911 – 1913 годах архитектором Михаилом Александровичем Сонгайло для Ларисы Ивановны Нежинской, жены действительного статского советника Александра Семеновича Нежинского.

Прежде на участке, приобретенном супругами в феврале 1911 года у семейства Штейнов, стоял трехэтажный дом на высоком полуподвале. Старое, но еще прочное строение решено было сохранить, соединив его общим фасадом с новой постройкой. Поначалу архитектор задумал оформить его в стилистике неоклассицизма — с рустованными стенами, арочным проездом, завершенным весомым замковым камнем, с широкими полуциркульными окнами, разделенными двумя вертикальными перемычками. Такие окна сохранились в термах (банях), построенных при императоре Диоклетиане в Риме, потому их именуют и термальными, и диоклетиановыми окнами.

Однако в ходе строительства Михаил Сонгайло отказался от неоклассики и оформил здание в египетском стиле. Нет точных сведений, что послужило причиной такой перемены, однако стоить отметить, что восточные, в том числе египетские, мотивы были популярны в русском искусстве эпохи Серебряного века.

Еще с XIX века на Востоке, в том числе в Египте, шли раскопки на местах древних цивилизаций, и различные артефакты попадали в Европу и в Россию. Самое, пожалуй, зримое проявление древнеегипетской истории в Петербурге — гранитные фигуры сфинксов, установленные на Университетской набережной в начале 1830‑х годов.

В эпоху модерна египетские мотивы снова оказались востребованы. В 1913 году в Петербурге было завершено строительство сразу нескольких доходных домов, оформленных в подобном стиле. Кроме этого здания можно назвать дома на Зверинской улице (№ 31) и Большом проспекте Петроградской стороны (№ 65). Явление весьма примечательное…

Фасадный декор дома Нежинской действительно способен поразить воображение. Первые два этажа объединены мощными колоннами, увенчанными гигантскими маскаронами богини Хатхор. В древнеегипетском пантеоне у нее было много «обязанностей»: она была богиней неба, любви и плодородия. В этой ипостаси ее сравнивают с древнегреческой Афродитой и древнеримской Венерой. Хатхор играла роль и карающей богини, она выступала и как защитница фараонов, она же встречала души умерших, управляла полями Иалу — подобием рая, куда попадали праведники, прошедшие суд Осириса.

Над входами в парадные и над воротами помещены изображения крылатых солнечных дисков — знаков высших духовных сфер, символов защиты всех входящих. На резных деревянных дверях — жуки, катящие перед собой небольшие шарики. В представлении древних египтян — это скарабеи, олицетворявшие Хепри, бога восходящего солнца. Так жуки, в природе перемещающие шарики навоза в своих сугубо бытовых целях, получили статус божества, каждое утро выкатывающего солнечный диск на небосклон, а по вечерам закатывающего его до наступления нового дня.

Проезд во двор декорирован пилястрами в египетском духе. Проходя здесь, ощущаешь себя в гипостильном зале древнего храма, густо уставленного колоннами.

Египетская тема продолжается и во дворе. На уровне верхних этажей — фигуры в египетских одеяниях, понизу — бесконечный фриз из фигурок, силуэтом напоминающих кегли. Это изображения ушебти («ответчиков»). Такие фигурки в большом количестве укладывали в гробницы, они были призваны выполнять различные работы вместо усопшего, и эти обязательства записывали на самих фигурках.

Те же мотивы прослеживаются и на парадной лестнице в правой части дома. Это был полностью новый корпус, возведенный архитектором Сонгайло. Левое же парадное, с фасада неотличимое от правого, внутри сохранило отделку старого дома. Так домо­владелица сэкономила на строительных работах и в то же время сберегала память о трехэтажном доме периода эклектики.

Чета Нежинских поселилась в своем новом владении — в десятикомнатной квартире второго этажа, однако на завершающем этапе строительства Александр Нежинский, занимавшийся адвокатской деятельностью, работавший ­юрисконсультом нескольких крупных банков и предприятий, скончался. Вдова, сохранив за собой этот дом, навсегда покинула его, перебравшись в съемную квартиру на Дворцовой набережной.

#история #дома #здание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (7237) от 19.08.2022 под заголовком «Перед лицом Хатхор ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».