Главная городская газета

«Пенаты» на линии огня

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
«Пенаты» на линии огня |  Президент Академии художеств СССР А. М. Герасимов (крайний справа) и академик И. Э. Грабарь (второй справа) на могиле И. Е. Репина в «Пенатах», лето 1940 г. <br>Фото из архива Музея-усадьбы И. Е. Репина

Президент Академии художеств СССР А. М. Герасимов (крайний справа) и академик И. Э. Грабарь (второй справа) на могиле И. Е. Репина в «Пенатах», лето 1940 г.
Фото из архива Музея-усадьбы И. Е. Репина

18 июня исполняется 75 лет со дня открытия музея-усадьбы Ильи Репина в бывшей Куоккале. Это был первый советский музей на Карельском перешейке, присоединенном к СССР по итогам «зимней» войны 1939 – 1940 годов.

Небольшое имение, купленное Репиным в 1899 году, находилось в дачной местности на берегу Финского залива, примерно в полусотне километров от центра Петербурга.

Согласно завещанию, составленному художником еще до 1917 года, «Пенаты» должны были перейти в ведение Императорской академии художеств, с тем чтобы в них устроить мемориальный музей. Однако после кончины художника в 1930 году его дореволюционное завещание не было исполнено, так как усадьба в то время находилась вне российской (тогда советской) юрисдикции. Граница между СССР и Финляндией проходила по реке Сестре в шести километрах южнее репинского имения.

После смерти художника в «Пенатах» остались жить его дети – старшая дочь Вера и сын Юрий. Средняя дочь Надежда умерла спустя полгода после отца, а младшая, Татьяна, вместе со всей многочисленной семьей эмигрировала в том же 1930 году во Францию, где ее потомки живут до сих пор...

В октябре 1939 года, в преддверии «зимней» войны, Куоккалу не обошла стороной полная эвакуации населения из приграничных с СССР районов. Вместе с другими жителями поселка Вера и Юрий Репины были отправлены в южную Финляндию – в деревню Леванто близ местечка Мянсяля. Вспоминая те трагические дни, Юрий Репин позднее писал: «В 1939 году в октябре месяце всех жителей Куоккалы стали выселять. Я жил, пока не пришли два полицейских и сказали мне: «Вам надо удалиться на пять дней». Поэтому я оставил все, даже золотую медаль мою и краски. Взял только Евангелие и одел теплое пальто. И больше не пришлось возвратиться».

В первые же часы начавшейся 30 ноября советско-финляндской войны передовые части Красной армии без боя заняли Куоккалу, а вместе с ней усадьбу Репина. Несмотря на массированную артподготовку, «Пенаты» практически не пострадали. В домах Репина и его сына красноармейцы застали полный разгром. Ценнейшие архивы валялись на полу вперемешку с картинами и личными вещами обитателей усадьбы.

Забота об усадьбе, учет и сохранение художественных ценностей, оставшихся в ней, были возложены на Академию художеств. Уже в декабре 1939 года для ознакомления с состоянием «Пенатов» политуправление Ленинградского военного округа командировало туда сотрудников Научно-исследовательского музея Академии художеств – искусствоведов И. А. Бродского (племянника художника И. И. Бродского) и Ш. Н. Меламуда. Они сделали подробную опись всего, что обнаружили в домах Ильи Ефимовича и Юрия Ильича.

Все мемориальные вещи, картины, рисунки, книги и архив были размещены в доме старшего Репина, после чего усадьбу опечатали. Вплоть до окончания «зимней» войны охрану бывшего имения обеспечивала военная часть, располагавшаяся в Куоккале. Обнаруженные в усадьбе архивные материалы составили впоследствии фонд И. Е. Репина в научно-библиографическом архиве Академии художеств.

Сразу после завершения «зимней» войны в «Пенатах» начали восстановительные работы, чтобы мемориальный музей-усадьба был как можно скорее открыт. В парке вновь стал давать воду артезианский колодец «Посейдон», были вырублены старые деревья. Советские власти выполнили волю художника, высказанную им в дореволюционном завещании. В доме Ильи Ефимовича после проведения небольших реставрационных работ расположилась музейная экспозиция. А дом Юрия Ильича, стоявший рядом, был отдан под хранилище фондов.

Был изменен внешний вид могилы Репина в «Пенатах». На ней вместо православного креста установили гипсовый бюст Ильи Ефимовича работы скульптора Н. А. Андреева. Тот изготовил скульптурный портрет Репина еще в 1908 году. Художник был от работы Андреева в восторге, а его жена Н. Б. Нордман считала ее карикатурой...

Торжественное открытие мемориального музея И. Е. Репина состоялось 18 июня 1940 года. «День был ясный и очень жаркий, – вспоминала ученица Репина Анна Остроумова-Лебедева. – Бесконечный людской поток двигался от железнодорожной станции по лугам, полям и перелескам к небольшому домику с остроконечными крышами, уютно прятавшемуся среди высоких сосен. Народу в тот день собралось так много и дом был так переполнен, что трудно было что-либо разглядеть».

К этому дню И. А. Бродский и Ш. Н. Меламуд выпустили небольшую книгу «Репин в Пенатах». Как указывалось в ней, «открытие Музея И. Е. Репина факт большого политического значения. В то время, как капиталистический мир в жестокой войне истребляет лучшие ценности человеческой культуры, безжалостно губит шедевры архитектуры, памятники старины и искусства, – Советский Союз сделал широкодоступной для народа еще одну культурную ценность, бережно сохраненную Красной армией, открыв на завоеванной земле новый музей...». В первые два месяца работы его посетили более 40 тысяч человек.

К сожалению, музей недолго просуществовал в спокойной обстановке. После начала Великой Отечественной войны практически все его экспонаты, за исключением самых крупных и наименее ценных, были срочно эвакуированы и перевезены в подвалы Академии художеств. А к началу сентября 1941 года до реки Сестры дошли финские войска. Усадьба Репина не пострадала, но финнам достались пустые постройки.

В ходе июньского 1944 года наступления Красной армии, которому предшествовала массированная артиллерийская подготовка, продолжавшаяся целые сутки, «Пенаты» были разрушены, все постройки сгорели. В том же году отмечалось столетие со дня рождения Репина, и правительство СССР приняло постановление о восстановлении мемориальной усадьбы. При этом дом Юрия Репина решили не отстраивать заново. «Пенаты», возродившиеся из пепла как птица феникс, открылись 24 июня 1962 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook