Пажи для барышни. Забытый предмет дамского гардероба

Подобный предмет в музейной витрине посетители чаще всего принимают за щипцы для кусочков сахара. Ничего подобного! На самом деле это «паж» для платья. Предмет дамского гардероба, без которого в XVIII и XIX веках было просто не обойтись.

Пажи для барышни. Забытый предмет дамского гардероба | Этот медный «паж» для платья из коллекции Государственного исторического музея (Москва) был изготовлен в Туле в 1740‑х годах./Репродукция. ФОТО автора

Этот медный «паж» для платья из коллекции Государственного исторического музея (Москва) был изготовлен в Туле в 1740‑х годах./Репродукция. ФОТО автора

При помощи этих зажимов приподнимали и закрепляли подол или шлейф платья, чтобы он не волочился по земле. От них шли шнурки или цепочки, которые в свою очередь крепили в районе талии.

Как отмечают специалисты по истории костюма, подобные «прищепки» получили свое распространение тогда, когда длинные юбки еще были неотъемлемой частью женского костюма, а слуги, придерживавшие дамские шлейфы, уже стали уходить в прошлое. Между тем строгие правила поведения осуждали даму или барышню, чей подол волочился по пыльной мос­товой, — это считалось признаком безнравственности.

Вариаций «пажей» для платья было неимоверное множество. Они бывали простыми и скромными, и тогда их не выставляли напоказ, а прятали в складках юбки. А иног­да этот утилитарный предмет, наоборот, мог быть декоративным и нарядным, и тогда он становился полноправным элементом кос­тюма. На другом конце цепочки или шнурка мог быть крючок, и тогда «пажи» прицепляли за пояс.

По словам сотрудницы Московского государственного исторического музея Элины Ченчиковой, совершенно неправильно считать, что такие «пажи» использовались лишь в дворянской или аристократической среде. Нет, их применяли в быту и представители разночинного сос­ловия, о чем свидетельствуют страницы литературных произведений.

К примеру, в сатирической повес­ти Николая Лескова «Смех и горе», изданной в 1871 году, есть такие строки: «…Вдоль стены в ряд на стульях сидели… разнокалиберные просительницы…; из угла в угол по зале… бегали взад и вперед курносая барышня-просительница в венгерских сапожках и сером платьице, подобранном на пажи, с молодым гусаром в венгерке с золотыми шнурками».

Упоминал этот предмет гардероба и писатель русского зарубежья Иван Шмелев в романе «Пути небесные»: «Дaринькa надела синее шерстяное, «воскресное», подхватила подол несносным «пaжем», незажимающим, увидала, как зад­рано, белую юбку видно, опустила и в изнеможении упала в кресло»

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #экспонат #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7411) от 10.05.2023 под заголовком «Пажи для барышни».


Комментарии